7 марта в Воронежский областной клинический онкологический диспансер приехали сотрудники АНО «Теплые встречи», чтобы поздравить пациенток с праздником. Организация занимается социально-психологической поддержкой людей с онкологическими заболеваниями и членов их семей. НКО регулярно проводит в больнице арт-встречи, но праздничный день 8 Марта хотелось сделать особенным.
Арт-встречи или поддерживающие творческие мастер-классы — это группы взаимопомощи для онкопациентов, повод встретиться и поговорить с теми, кто принял свой диагноз. Пациенты рисуют или делают поделки своими руками. В этот раз директор по развитию «Теплых встреч» Екатерина Сирота и ведущая группы взаимопомощи Оксана Котельникова предложили женщинам порисовать на тему весны, а еще — поработать с метафорическими ассоциативными картами (МАК).
«Пациенток часто интересуют самые бытовые вопросы. А волосы выпадали? Как вы с этим справились? Идет обмен опытом. Когда заходишь в палату, разговоры только о лечении, а тут у них есть возможность освободиться от негативных эмоций. Это терапевтический эффект от творчества. Пока мы тут, онкопациенты выходят из состояния уныния и переключаются на территорию жизни. Когда ты делишься своим опытом, снижается градус тревожности», — делится с АСИ Екатерина Сирота. Она сама столкнулась с онкологией в возрасте 39 лет. Лечилась в Москве, где в больничные палаты тоже приходили волонтеры.
«Нас приглашали в холл что-то делать, а идти не хотелось. Но все же шли. Мы лепили, рисовали. Я хорошо запомнила эти мастер-классы, потому что мы начинали общаться, думать о чем-то позитивном», — вспоминает она.
Екатерина Сирота решила сделать что-то похожее и в Воронеже и стала проводить творческие занятия во взрослом гематологическом отделении. Позже вместе с Ириной Петровой учредила некоммерческую организацию «Теплые встречи».
Васильки
Наташе 44 года. На своем листе она старательно выводит острые лепестки василька. Василек относится к сложноцветным растениям: в нем трубчатые и воронковидные цветки-лепестки. Как говорит Наташа в беседе с АСИ, эти лепестки — ее детки, а сердцевина — она сама.
«Очень люблю детей, работаю воспитателем в детском саду. И в каждом лепесточке хотела запечатлеть каждого своего ребеночка. Они по мне очень соскучились, и я не могу про них говорить без слез — так давно их не видела, — признается Наташа. — Вот разве что по видеосвязи».
Наталья не выходила на работу с нового года. 16 января ее прооперировали в областной больнице №1 — удалили внезапно образовавшуюся шишку рядом с левым ухом. Диагностировали околоушную опухоль слюнной железы. Косметический шов длинной около 5 см можно разглядеть лишь вблизи. Наташа радуется, что попала на операционный стол к челюстно-лицевому хирургу, которому, по ее словам, было важно не просто удалить опухоль, но и сохранить лицо, не повредив лицевой нерв.
После результатов гистологии, когда выяснили, что опухоль злокачественная, женщину перевели в Воронежский областной клинический онкологический диспансер. Здесь она почти месяц, проходит 20 сеансов лучевой терапии.
«19 марта меня отпустят на время домой, потом будет повторный курс. Эта пауза необходима, потому что у меня пересыхает слизистая, постоянно ощущаю этот дискомфорт. В остальном самочувствие прекрасное. Ну, тошнит иногда чуть-чуть. Но доктор сразу предупредил — не терпеть. Приходят, делают укол, и все в порядке», — рассказывает Наталья.
Фото: Ирина Лазарева / АСИ
Как только выпишут, Наташа отправится к своим «василькам» с чупа-чупсами. И ее ассоциация, которая возникла при работе с МАК, была о том, что она будет петь от радости.
«Вот сейчас тут немного поваляюсь, а потом начну все воплощать. Меня ждут детки. Они же такие искренние, непосредственные и добрые. Придешь в новом наряде, они говорят: «Какая вы красивая!» Хочется с ними всегда быть молодой, хочется быть девочкой с ними. Я точно знаю, что все будет хорошо», — делится своей уверенностью Наталья.
Сирень
Лизоньке, как ее тут называют, 83 года. У нее глаза озорной девчонки. Елизавета выглядит гораздо моложе своего возраста, потому что всю жизнь занималась спортом — лыжи, волейбол, теннис — и в школе, и потом в перерыве между работой.
Соседки по комнате постоянно спрашивали, как в таком возрасте держать себя в размере не больше 44-го. Елизавета всегда следила за своим здоровьем. В областном онкодиспансере она всего четыре дня, после двух перенесенных операций.
«Случились отклонения, попала в районную больницу. Сделали одну операцию, потом другую, взяли анализы. Заболевание по-женски. Вот и направили сюда», — рассказывает она АСИ.
На ее рисунке — сирень. Лизонька говорит, что ей очень нравится, когда природа обновляется, приходит весна. Весну и лето она всегда проводит в палисаднике, дома у дочки. Она забрала маму из Луганска в 2021 году, когда та заболела.
Подснежники
У 77-летней Анны самый весенний больничных халат, усыпанный нежно-сиреневыми цветами. На своем листе в ходе мастер-класса она символично рисует подснежник.
«Он к жизни пробуждает, — говорит она. — В мои годы да с онкологией надо стремиться к жизни».
Анна лечится с осени. По ее словам, сама запустила болезнь, пока перебирала, что это может быть. Потом обратилась к врачу, сделали колоноскопию. Тогда и обнаружили рак толстой кишки. В онкодиспансер женщину перевели 5 марта.
«Все болячки на нервной почве. У меня сын на войне погиб, и смысл в жизни пропал. Жизнь стала не интересна. Единственное, что меня держит, — мои внуки. Сиротки остались без папы. Его не стало почти два года назад. Ушел добровольцем, сказал, что он мужчина, и должен защищать своих детей и страну. А у меня все оборвалось… Хорошо, что пришли волонтеры. Разнообразие в нашей жизни», — говорит Анна.
Чтобы твердо стоять на ногах
Цветы на бумаге не пахнут, но пока женщины их рисуют, коридор наполняется цитрусовым запахом — он доносится из палат. В отделениях онкодиспансера по-семейному тепло и уютно, кажется, что не только в предпраздничный день. Как отметила старшая медсестра Татьяна Линкина, помимо лечения, пациенткам предлагают здесь помощь психолога и занятия песочной терапией — чтобы легче было принять диагноз. По ее словам, весь медицинский персонал относится к пациентам с вниманием и оказывает им поддержку.
«Они для нас как те самые васильки с рисунка, — говорит АСИ Татьяна Линкина. — Их от детей отличает лишь то, что они все понимают и переживают за себя. Но мы здесь, от санитарки до главврача Ивана Мошурова, ежедневно работаем над тем, чтобы пациент вылечился и вернулся в свою обычную жизнь».
Наталья, Анна и Лизонька признались, что за время предпраздничной встречи успели ощутить облегчение. И как добавила Наташа, это было такое событие, от которого у них еще впечатлений и разговоров на неделю.
Екатерина Сирота вспоминает, что когда она проходила лечение, ей было страшно и тревожно, мучали страхи смерти и неизвестности. Она говорит о своей благодарности тем людям, которые окружали ее в тот момент.
«Я не могу вернуть тепло тем людям, которые меня поддерживали, но могу подарить его другому. Дала себе обещание, что, если вылечусь, то буду помогать. Это чувство мной движет, — говорит Екатерина Сирота. — Страшно всем. Но твой успешный опыт — это мотивация для других. «Теплые встречи» дают поддержку и понимание, что ты не один. Это твердая почва, на которую можно сделать шаг и поверить, что ты гораздо крепче стоишь на ногах, чем минуту до этого».