Новости
Новости
22.11.2024
21.11.2024
20.11.2024
18+
Статьи

Дать второй шанс на жизнь: как FESCO поддерживает донорское движение

Как компания FESCO привлекает доноров костного мозга в регистры Русфонда и ФМБА и зачем это нужно.

Фото: Илья Наймушин / РИА Новости

Донорство костного мозга может спасти жизни людям с заболеваниями системы крови, онкологическими и гематологическими заболеваниями. Но пациенту очень сложно быстро найти генетического близнеца, который мог бы стать донором.

Такие поиски могут занять годы, а со сложными диагнозами люди не всегда могут долго ждать. Эту ситуацию может облегчить регистр доноров. В нашей стране сбором этих данных занимаются Русфонд и ФМБА России. Однако сделать так, чтобы люди добровольно вступали в регистр, — задача не из легких. Один из путей ее решения — сотрудничество с крупными социально-ответственными компаниями, обладающими финансовыми, волонтерскими, организационными ресурсами. Одной из первых к движению присоединилась транспортная группа FESCO.

«Тема донорства в его различных проявлениях давно близка FESCO. Очевидно, что донорство костного мозга пока, к сожалению, в нашей стране не столь распространено, как, например, крови. Существенной причиной является элементарное отсутствие у людей информации о том, для чего и как они могут включиться в это движение, — рассказала директор Департамента по корпоративной социальной ответственности FESCO Вера Яковлева. — Масштабы нашей компании и география деятельности позволяют популяризировать донорство костного мозга на большой территории, с охватом широкого круга людей — наших сотрудников, партнеров. Мы не могли оставаться в стороне, ведь нужно использовать любые возможности, когда есть шанс спасти здоровье и жизни людей».

Базовые регионы присутствия FESCO — это Дальний Восток, где представлены малочисленные коренные народы, генотипы которых очень ценны для регистра доноров. Поэтому популяризация в этой части страны очень важна. 

Информационная поддержка 

Благотворительные акции и публичные мероприятия — основной канал привлечения внимания населения. В Москве из-за большей плотности населения больше шансов найти потенциальных доноров. Так, FESCO выступила партнером ФМБА России в проведении серии спортивно-просветительских мероприятий проекта #ДавайВступай. За два месяца в различных парках Москвы прошли восемь донорских зарядок, в которых приняли участие более двух тысяч человек. 75 из них вступили в Федеральный регистр доноров костного мозга.  

«Оценить количество привлеченных доноров в моменте сложно, так как донорами становятся люди, которые прошли согласование по медицинским показаниям после заполнения анкеты, сдали биоматериал и прошли типирование, а оно может занять несколько месяцев.

Важно вдохновить людей на доброе дело: ты можешь помочь, это не так сложно. Для этого и проводятся такие акции, как донорские зарядки “Давай вступай!“. Масштабный социальный проект по привлечению внимания в теме донорства костного мозга, который реализуется ФМБА и АНО “Сохраним лес“ при нашей поддержке. Охват проекта составил более 40 тысяч человек. Первый цикл акции прошел в столице, совсем скоро запустим эту инициативу во Владивостоке. Считаем крайне важным, чтобы как можно больше людей получили достоверную информацию, и это поможет им принять верное решение, спасти чью-то жизнь», — говорит Вера Яковлева.

В сентябре во Владивостоке во время проведения Восточного экономического форума FESCO планирует провести такие акции совместно с Федеральным медико-биологическим агентством. Как заявили сотрудники компании, там же, на площадке ВЭФ, все желающие смогут вступить в регистр доноров костного мозга. 

Ранее на Петербургском международном экономическом форуме транспортная группа FESCO и Русфонд, помогающий тяжелобольным детям, сиротам и людям с инвалидностью, договорились о продолжении сотрудничества в помощи нуждающимся в лечении детям из Приморского края, а также развитии донорства костного мозга.

Программу помощи тяжелобольным детям из Приморского края FESCO и Русфонд реализуют с 2020 года. Стороны совместно покрывают расходы на лечение нуждающихся. Общий объем поддержки компании за время действия программы превышает 20 млн рублей. 

FESCO активно поддерживает созданный Русфондом Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Привлекает сотрудников и всех желающих участвовать в мероприятиях. Одна из акций прошла совместно с хоккейным клубом «Адмирал» на матче КХЛ во Владивостоке.

Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

«В донесении до людей информации, несомненно, важны охват и адресность. Поэтому мы попросили о помощи дружеские организации, которые работают с активной и отзывчивой аудиторией — молодежью, любителями спорта», — рассказывают в FESCO.

В Русфонде отмечают, что FESCO много вкладывает в информационное просвещение, особенно на территории Приморского края. Недавно во время хоккейного матча местного клуба «Адмирал» во Владивостоке проводили информационно-просветительскую кампанию, призывали людей становиться донорами, некоторые хоккеисты тоже участвовали в акции и сдали образец буккального эпителия — мазок с внутренней стороны щеки. 

Это простая, быстрая и бесплатная процедура, по которой определяется генетический код донора. Если он совпадает с кодом человека с заболеванием, волонтера пригласят на донацию. За прошлый год на средства компании были взяты и исследованы образцы более 200 жителей Приморского края. 

«У нас нет задачи как можно больше набрать образцов, у нас есть задача набрать как можно больше осознанных людей и здоровых, молодых, — пояснила Евгения Лобачева, руководитель Центра привлечения доноров Национального регистра доноров костного мозга Русфонда. — Когда находится пациент, которому конкретный донор может помочь, сотрудники регистра связываются с этим донором. Это может произойти спустя пять-шесть лет, месяц — неважно. И донор может засомневаться и имеет всегда право отказаться. Поэтому при создании регистра мы не гонимся за количеством, а уделяем внимание качеству, надежности человека».

Какие доноры востребованы

По словам эксперта, реальные доноры — те, кто прошел через донацию, уже поделился своими клетками костного мозга с пациентом. И это в основном женщины. Но преимущество донорства все-таки отдается здоровым молодым мужчинам, их состояние наиболее стабильно. При этом доноры должны быть ответственными и эмпатичными людьми. 

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

«Да, женщин в регистре больше, чем мужчин (70% женщин, 30% мужчин). Но если у врача-трансплантолога есть выбор — выпало несколько совместимых доноров, при прочих равных врач выберет молодого мужчину», — пояснила Евгения Лобачева. 

Специалисты отмечают, что донорство костного мозга — это прекрасный способ не только в перспективе получить возможность дать кому-то второй шанс на жизнь. Это полезно и для психического здоровья, и для физического. 

«Если человек состоит в регистре, то понимает, что не только за себя несет ответственность: вдруг он кому-то пригодится завтра и должен быть к этому готов. Он лучше следит за своим здоровьем, чаще проходит обследования, ведет более здоровый образ жизни, меньше подвержен вредным привычкам. Человек, вступивший на путь донорства костного мозга, априори будет внимательнее относиться к своему здоровью», — утверждает представитель Русфонда.

Она добавила, что донорам костного мозга полагается на этапе совпадения полное бесплатное обследование после донации, обследование через полгода, через год, через пять лет. 

История из жизни 

Но пожалуй, ничто так не вдохновляет людей на добрые поступки, как пример других. Русфонд при поддержке FESCO решил организовать встречу донора костного мозга и его реципиента. Это произойдет во время матча футбольного клуба «Динамо». 

«Одна такая встреча действует на людей. Читая об этом или став зрителем, люди решают, что тоже так хотят, и приходят после таких встреч в регистр, — рассказала Евгения Лобачева. — Как раз во время и после матча можно будет всем желающим вступить в регистр.

Любой из болельщиков может подойти к нашим сотрудникам, заполнить документ и тоже сдать биообразец — мазок с внутренней стороны щеки. Если мы унесем даже три биообразца с этой акции, в которых мы будем уверены, то это уже успех. У нас нет задачи как можно больше набрать, у нас есть задача набрать как можно больше осознанных людей и здоровых молодых людей». 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике