Минэкономразвития формирует рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социального предпринимательства с 2017 года. Он позволяет отслеживать, как развивается некоммерческий сектор в России.
«Рейтинг — это возможность рассказать о лучших практиках и поощрить управленческие команды, которые добились высоких результатов», — говорит Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.
Рейтинг Минэкономразвития включает в себя пять групп: регионы-лидеры, регионы — кандидаты на лидерство, регионы со средним уровнем, регионы, делающие первые шаги к успеху, и регионы с максимальным потенциалом роста.
Чтобы распределить регионы по этим группам, их оценивают по 20 показателям. Минэкономразвития изучает, какие в регионе есть муниципальные меры поддержки, насколько население охвачено услугами в социальной сфере, присутствуют ли меры налогового стимулирования и так далее.
Отдельно изучают муниципальные меры поддержки: порой внутри одного региона усилия могут прикладываться неравномерно.
Какие результаты?
Динамика развития негосударственного сектора показывает: с каждым годом растет число регионов, создающих условия для работы СО НКО и соцпредпринимателей. Например, стабильно становится больше регионов, внедривших практику социального заказа и механизм персонифицированного финансирования.
К 2023 году почти все регионы включили негосударственные организации соцобслуживания в реестр поставщиков, обеспечив им доступ к соцзаказу. Если в 2017 году негосударственных организаций соцобслуживания было всего 18,5% от общего количества организаций соцобслуживания всех форм, то в 2023 году их уже 33%.
К 2023 году в 72 регионах РФ реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры СО НКО. Им оказывается поддержка в рамках муниципальных программ. За последнее время резко увеличилось число муниципальных районов и городских округов, реализующих меры по поддержке соцпредпринимательства: с 14% в 2022 году этот показатель увеличился до 34% в 2023 году.
Фото: Andrea Natali / Unsplash
Если говорить про конкретные регионы, то топ-5 рейтинга за 2023 год вошли:
- Ленинградская область;
- Республика Башкортостан;
- Ханты-Мансийский АО — Югра;
- Ямало-Ненецкий АО;
- Самарская область.
«Самый впечатляющий результат с точки зрения продвижения внутри рейтинга у Чувашской Республики. В 2023 году она заняла восьмое место, выбившись из четвертой группы — ”регионов, делающих первые шаги к успеху”», — говорит Татьяна Илюшникова.
Как отмечают в Минэкономразвития, основные факторы роста регионов-лидеров — это внедрение мероприятий по поддержке СО НКО в большинстве муниципалитетов, поддержка социального предпринимательства, действие механизмов персонифицированного финансирования и прочее. При этом важно, чтобы была связанная и единая политика: системность и регулярность поддержки сектора порой важнее крупных сумм заложенного на это бюджета.
Что помогло лидерам рейтинга?
Ленинградская область, которая впервые возглавила рейтинг Минэкономразвития, в течение последних четырех лет развивала систему поддержки СО НКО и соцпредпринимательства в регионе. Как отмечает Екатерина Путронен, председатель Комитета общественных коммуникаций Ленинградской области, во многом таких результатов удалось добиться благодаря активной позиции губернатора, который и дал задачу создать местную систему поддержки некоммерческого сектора.
Сначала в регионе объединили разрозненные конкурсные процедуры в единую систему. После этого создали «муниципальный этап» конкурса грантов губернатора Ленобласти.
«Мы понимали, что не все на земле хорошо разбираются, как работать с сектором. Поэтому мы выделили региональные средства, всю организационную работу по конкурсу взяли на себя. А также пригласили муниципалитеты в качестве экспертов, чтобы показать, как работать», — делится опытом Екатерина Путронен.
Также кроме грантовой поддержки Ленобласть реализовала программы акселерации, провела Гражданский форум, проводила регулярные стратегические сессии, оказывала имущественную и информационную поддержку СО НКО.
Но одна из главных инноваций Ленобласти — это первая в России региональная стратегия развития СО НКО на 2024–2028 годы. В стратегии закреплены ежегодное увеличение финансовой поддержки и необходимость выстраивания межведомственного взаимодействия.
Второе место в рейтинге 2023 года занимает Республика Башкортостан — лидер 2022 года. С 2019 года в регионе работает единая грантовая электронная площадка. Объем грантовых конкурсов для СО НКО также растет: в 2023 году он составил 318 млн рублей.
«Мы видим потенциал в программах занятости и начали развивать эту тему. И главное, что у нас есть отклик от НКО: программами занятости мы их поддерживаем», — говорит Ленара Иванова, и. о. министра семьи, труда и соцзащиты населения Республики Башкортостан.
Активно поддерживают в регионе социальное предпринимательство. В 2023 году в Башкортостане было зарегистрировано 616 социальных предприятий — почти на 200 больше, чем год назад. На 100% выросла доля муниципальных районов и городских округов, реализующих муниципальные программы поддержки социального предпринимательства.
А что дальше?
Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ и директор АСИ, отмечает: собирать данные для рейтинга всегда непросто. Бывают случаи, когда регионы занимают низкие места из-за того, что они неточно собирают и передают данные. Поэтому важно, что Минэкономразвития не просто собирает статистику, но и анализирует ее, выделяя точки роста. Это позволяет регионам планировать свою работу на будущие годы.
«Публикация результатов рейтинга — это повод посмотреть на свой регион, сравнить его с другими и задуматься: “А что можно сделать лучше?” Например, я видела, как коллеги из Ленинградской области делали шаг за шагом, чтобы улучшить ситуацию в регионе», — говорит Елена Тополева.
Как отмечает эксперт, многое зависит от первого лица региона. Чем лучше этот человек понимает важность взаимодействия с НКО и необходимость развития социальной сферы на местах, тем больших результатов получится добиться. А значит — выйти в лидеры рейтинга.
А еще важна мотивация НКО, социальных предпринимателей и Общественных палат, поскольку развитие социальной среды возможно только совместными усилиями. И конечно, не стоит останавливаться на достигнутых результатах.
Фото: Anton Savinov / Unsplash
При этом статистика показывает: сами НКО с каждым годом относятся к органам власти все лояльнее, говорит Лев Якобсон, вице-президент НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. И само государство уже не приходится убеждать в том, что надо взаимодействовать с НКО и социальными предпринимателями.
«Впереди — новые вызовы. Сильно увеличивать финансирование вряд ли получится в следующие годы, значит, средства нужно использовать полнее. Поэтому ключевым приоритетом становится эффективность: не просто расти, а получать как можно больший эффект с каждого вложенного рубля», — говорит эксперт.
Добиться этого помогают системность, результативность и взаимосвязанность. Также стоит тиражировать опыт Ленобласти по созданию региональной целостной стратегии развития СО НКО. При этом важно не просто копировать эту практику, а проводить регулярные семинары и обучающие встречи, чтобы она прижилась на местах.
Социальное предпринимательство
Фонд «Наше будущее» с 2007 года развивает социальное предпринимательство в России. Уже 17 лет организация наблюдает за социальным бизнесом, который даже в турбулентные времена показывает устойчивость и преемственность.
«Мы живем в непростое время. Меняются стратегические цели развития России, национальные проекты, и все больше развивается человекоцентричная модель экономики. И социальные предприятия, и СО НКО встают во главу угла, потому что ставят своей целью изменение качества жизни социальных бенефициаров», — говорит Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
Как отмечает эксперт, если изучить рейтинг Минэкономразвития, то становится видно: в регионах-лидерах сбалансированное число СО НКО и социальных предприятий. Например, Башкортостан — лидер по количеству соцпредприятий на своей территории, а Ленинградская область вошла в топ-10 таких регионов в 2022 году.
Регионы-лидеры — это не те, кто использует повестку. А те, кто благодаря заинтересованности всех сторон трансформирует регион под те требования и задачи, что формируются на федеральном уровне.
Подробнее о рейтинге и его показателях можно почитать на сайте Минэкономразвития России по ссылке.