Уже второй год подряд сотрудники НКО собираются в Москве, чтобы поделиться своими неудачами, поддержать других и вместе посмеяться над ситуациями, которые обычно вызывают печаль.
«Причинитель_года» — несерьезная премия, которую уже второй год подряд организует журналистка Евгения Корытина, автор телеграм-канала #причини_добро. Номинироваться могут сотрудники некоммерческого сектора, которые готовы честно рассказать о рабочих неудачах и на своем примере показать: факапы случаются у всех.

Традиционно встреча проходит в инклюзивном кафе «Разные зерна», в котором трудоустроены люди с ментальными особенностями. Яркий интерьер соответствует духу встречи: в этот день здесь весело, неформально и не слышно осуждений.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
Как и в прошлом году, в премии три номинации: «Мы очень старались, но чуть-чуть не хватило» (фандрайзинговые, грантовые и прочие неудачи), «Выгорание года» (номинация для тех, кто очень устал) и «Факап года» (для провалов любого масштаба и значимости).
Рассказываем, с какими неудачами столкнулись номинанты этого года
Много идей и мало отдыха
Один из номинантов в категории «Выгорание года» — Екатерина Фрышкина, директор центра поддержки материнства «Душа мамы».
Осенью 2024 года у организации было очень много работы. Команда писала и подавала заявки на разные грантовые конкурсы: Фонда президентских грантов, Департамента труда и соцзащиты Москвы, «Магнита».
Параллельно с этим организовали конференцию по равному консультированию «Равный фест». Это масштабное событие, на которое приезжают эксперты со всей России, а также из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Белоруссии, Словении и США.


После, в ноябре, центр провел первую в России Неделю ментального здоровья матерей. В течение пяти дней проходили тематические онлайн-встречи, практикумы, лекции со специалистами.
«К декабрю я уже просто вползала в праздники, надеясь, что все однажды закончится и я просто отдохну. Но зимой мы узнали, что выиграли все три грантовых конкурса. Так что не отдыхая влезли во все новые проекты. В том числе в проект, где мы боремся с выгоранием у равных консультантов», — говорит Екатерина Фрышкина.
Екатерина шутит: премия «эффективный» менеджер года должна достаться ей.
250 тысяч на мероприятие и единицы посетителей
На премию от благотворительного фонда «Возьми счастье в дом» пришли сразу несколько человек. Их история стала победителем в номинации «Мы очень старались, но чуть-чуть не хватило». Хотя чуть-чуть — это не совсем верное слово.
История началась с того, что у команды фонда успешно прошли переговоры с торговым центром «Савеловский». Фонду выделили павильон, где команда решила организовать новогодний благотворительный маркет.
«Мы решили сделать все красиво: елки, собачки, шампанское. Мы ездили на рынок в течение недели за всем необходимым, облагораживали пространство, “запрягли” всех знакомых парней, чтобы они помогли все оформить. Даже оформили входную группу. И все это на Савеловском рынке», – говорит Светлана Алексеева, директор по развитию фонда «Возьми счастье в дом».

В итоге команде удалось создать уютную атмосферу, представить уникальные вещи от знаменитостей, привести десятки животных, которые ищут хозяев. Всего в мероприятие вложили 250 тысяч — и надеялись, что оно станет главным событием сезона.
Команда «Возьми счастье в дом» на премии. Фото: Марина Некрасова / АСИ
Сопутствовала всему масштабная реклама: соцсети, посты, афиши. Команда ходила по рынку, раздавала приглашения, зазывала к себе. Но почти никто не пришел. За неделю фонду удалось продать товаров на 10 тысяч рублей.
«Но был и успех. Те вещи известных людей, которые мы представили на ярмарке, мы после продали на “Авито”. Благодаря этому и отбили средства. Правда, ушло на это где-то полгода», – заключает Светлана Алексеева.
История, почему любые идеи стоит тестировать на фокус-группе
В 2025 году в номинации «Факап года» было сразу 20 претендентов на победу. Были как локальные истории (например, как один фонд потерял больше полумиллиона, наняв фандрайзера без опыта), так и громкие кейсы. Один из них связан с благотворительным сервисом пожертвований в рассрочку — о нем АСИ уже рассказывало.
Ольга Шахмейстер, директор по развитию «Миксплат», рассказывает: презентация BNPL-сервиса «Добро частями» пошла совсем не по плану. Планировалось, что это будет душевная встреча: для гостей заказали капкейки, купили шампанское, сделали кофе…
На встрече команда представила механизм, который позволяет донору пожертвовать любую сумму и постепенно выплачивать ее равными частями по 25%. Если донор не возвращал бы сумму полностью, ее бы списывали с НКО.
«Нам правда казалось, что это хорошая идея. Но рынок показал, что не очень. Сервис, мягко говоря, восприняли в штыки. Зал гудел от недовольства. Так что я теперь не только эмоционально истощенная мать, но и эмоционально истощенный спикер», — говорит Ольга Шахмейстер.
В итоге в «Миксплате» от идеи отказались. И поняли, что в будущем лучше провести предварительное исследование на маленькой фокус-группе, прежде чем представить продукт сразу широкой аудитории.
«”Добро частями” стало именем нарицательным в компании. Теперь если кто-то хочет сказать, что у него факап, то говорит “ну, добро частями”», – говорит Ольга Шахмейстер.
Это только часть историй, рассказанных на встрече «Причинитель_года». Прочитать истории всех номинантов и посмотреть остальные примеры неудач на рабочем месте можно на сайте премии.
P. S. Факап — крупная неудача или провал, слово пришло из английского языка, в котором есть созвучное нецензурное выражение.