Поскольку социальное предпринимательство в России только развивается, в качестве тиражирования часто используют рассеивание — социальные предприниматели бесплатно рассказывают всем желающим о своем проекте. Такой способ не слишком удачен, отмечает генеральный директор компании BRTG Светлана Князева.
«Вы горите идеей и готовы рассказать всему миру о том, как делается ваш проект. Вы честно и бесплатно рассказываете о нем и что получаете? С одной стороны, люди зажигаются от этой идеи, а с другой — начинают копировать то, что вы делаете, не имея никаких инструментов. Иногда делают это не очень удачно, а иногда ради собственной выгоды. И получается, что вашу благую идею преобразовали в то, что негативно влияет на вас», — говорит Князева.
Тиражировать свой бизнес-проект через создание филиалов очень дорого, оптимальный способ распространения — социальная франшиза, считает эксперт. Однако и здесь есть свои подводные камни. «Мы часто попадаем в ловушку, когда считаем, что если наш бизнес хорошо работает и приносит доход, то он будет так же хорошо работать у любого другого человека, но это не совсем так», — поделилась Светлана Князева.
Для успешного запуска социальной франшизы нужно найти партнеров-единомышленников, которые не стремятся заработать как можно больше денег. «Основная цель социального предпринимателя — сделать мир лучше. И получение дохода здесь — не самое главное. Деньги нужны, чтобы распространять ваш проект, делать мир еще лучше, поддерживать свой уровень доходов и контролировать расходы», — добавила эксперт.
Партнеры в социальной франшизе должны полностью соответствовать концепции проекта. Для этого социальному предпринимателю необходимо составить свою бизнес-модель — посчитать доходы, расходы, роялти (регулярные выплаты ваших партнеров за содействие в бизнесе) — и сделать ее доступной для реализации другим человеком. Эксперты советуют не описывать бизнес-модель самостоятельно, а привлекать профессионала.
«Если у вас что-то не сходится, значит у вас нет бизнес-модели для передачи другому лицу. Передавая бизнес-модель, вы несете ответственность за то, что приглашаете человека в предприятие, которое может быть для него убыточным», — уточнила Светлана Князева.
В бизнес-модель социального проекта входит описание его ценностей, потенциальных клиентов, каналов сбыта, структуры издержек, ресурсов, видов деятельности, потоков поступления доходов, добавляет основатель сети центров раннего развития «Бэби-клуб» Юрий Белонощенко. Ядром модели является идея проекта, от которой нужно отталкиваться, говорит эксперт. Сеть «Бэби-клуб», которую создал Белонощенко, стала успешной франшизой — сейчас в 71 городе России работает 216 центров.
Одно из главных требований при реализации социальной франшизы — дисциплина, считает Светлана Князева. «Если мы начинаем какое-то дело, оно становится семейным, душевным. И нам, как правило, не хватает рыночной дисциплины. Вы говорите — в каждой группе моей творческой студии будет пять детей. Затем допускаете, что в группе может быть двое детей, это же абсолютно не рыночный подход. Вы разрабатываете бизнес-процессы и должны дисциплинироваться», — считает она.
С ней согласилась Елена Минаева, мама ребенка с инвалидностью и создатель художественных студий «Чудеево». Студии продвигают инклюзивный формат творческих кружков — сюда могут прийти как обычные дети, так и дети с ограниченными возможностями. Кроме того, центры «Чудеево» располагаются возле новостроек, где инфраструктура развита не так хорошо. В «Чудеево» можно рисовать акварелью, песком, создавать бижутерию, шить кукол. Центр открылся в 2009 году. Сейчас у «Чудеево» 11 точек в Митино, Одинцово, Химках, среди которых три франшизы.
«Для меня этот бизнес ничем не отличается от обычного. Мы точно также должны работать в конкурентной среде, платить арендную плату, нести затраты. Мы используем инструментарий бизнеса. Но по философскому наполнению процесса разница кардинальна. У бизнеса на первом месте — деньги и прибыль, у социального предпринимателя на первом месте стоит идея. И уже под эту идею мы находим деньги как ресурс», — рассказала Минаева. Она добавила, что технологии проекта не должны быть привязаны к личности, он работает независимо от создателя.
Всероссийский слет социальных предпринимателей собрал более 500 участников из России и зарубежных стран. Слет организовали Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Институт развития интернета, Ассоциация социального развития при поддержке Московской школы управления «Сколково» и организации «Деловая среда».