Согласно результатам исследования, проведенного Левада-центром, 73% респондентов ничего не слышали о принятии закона «об иностранных агентах». Около 20% опрошенных слышали о законе, но не имеют о нем ясного представления. Только 2% респондентов заявили, что хорошо разбираются в этой теме.
«В те несколько процентов хорошо информированных о принятии закона входят преимущественно наиболее активные и осведомленные граждане, которые к тому же часто придерживаются «либеральных» взглядов. Можно считать, что это и есть та самая «либеральная общественность»: у этих людей активная гражданская позиция (волонтерство, благотворительность и пр.) сочетается с критическим отношением к власти, а также с регулярным чтением, смотрением и слушанием независимых российских СМИ. Именно для этой категории граждан тема является значимой, чего нельзя сказать об остальном населении», – заявляют исследователи.
Среди тех, кто знает о существовании закона «об иностранных агентах», 56% считают, что закон направлен на «ограничение негативного влияния Запада на нашу страну»; 26% — что этот закон является способом «давления на независимые общественные организации».
57% респондентов заявили, что у них возникают скорее отрицательные ассоциации с выражением «иностранный агент». При этом 33% заявили о нейтральных ассоциациях и лишь у 3% опрошенных это словосочетание вызвало скорее положительные ассоциации. Исследователи отмечают, что самая распространенная категория ассоциаций, которые удалось выявить с помощью открытого вопроса (люди отвечают без подсказок со стороны исследователей) связана со шпионажем.
40% опрошенных заявили, что гранты европейских благотворительных фондов являются «скорее неприемлемым» источником финансирования для российских НКО. Противоположной точки зрения придерживаются 29% опрошенных. Похожую статистику выявил аналогичный вопрос, касающийся грантов американских благотворительных фондов.
В исследовании Левада-центра приняли участие 1,6 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. В 2013 году социологи обнародовали результаты исследования, которые показали, что российские граждане плохо осведомлены о деятельности НКО.