Новости
Новости
12.12.2024
11.12.2024
18+
Новости

НКО в цифрах: как проводят исследования в третьем секторе

Как в некоммерческом секторе организуют исследования и используют их результаты, обсудили участники паблик-тока в медиацентре «АСИ — Благосфера».

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Кому нужны исследования

Появление исследования — это ответ как на внешний вызов, так и на внутренний запрос организации, говорят сотрудники НКО. По словам Дарьи Байбаковой, директора московского филиала благотворительной организации «Ночлежка», в определенный момент назревает необходимость получить данные по той или иной теме.

Так, интерес общества к проблеме бездомности может стать отправным шагом для исследований в этой сфере. Например, понять, какой процент бездомных людей составляют выпускники детских домов. НКО часто руководствуются и внутренней необходимостью — им нужно найти данные, полезные для собственного развития или для сектора в целом.

Дарья Байбакова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Доверить профессионалам или сделать самим

Но у некоммерческих организаций часто нет ресурсов, чтобы заказать исследование у социологов. Некоторые решают эту проблему собственными силами, и исследование проводят сами сотрудники. В тех случаях, когда у сотрудников нет исследовательской квалификации или необходимо провести масштабное исследование, НКО необходимо обратиться к профессионалам, считают эксперты.

«Часто в НКО нет человека, который может профессионально и правильно интерпретировать данные. Если вы не умеете этого делать, лучше найти специалиста, который это делать умеет», — говорит Анна Семенова, директор фонда «Нужна помощь».

«Исследовательская деятельность плохо реализуется в любительском формате, — добавил Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы ЦИРКОН. — В некоторых фондах есть профессионалы, но это редкость. Обращайтесь к специалистам — это не всегда требует денег, с ними можно договориться».

Игорь Задорин. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Коммуникация с исследователями

По словам Игоря Задорина, к исследователям нужно приходить не с задачами, а с проблемой, которую вы хотите решить.

«Если в НКО осознают проблему, то нужно сказать специалисту, в чем она состоит и зачем ее надо исследовать. Исследователь помогает перевести эту проблему в задачу, то есть скажет, что надо исследовать. Если приходят с уже готовой задачей, в половине случаев ее приходится переформулировать, потому что на самом деле изучать нужно другое. Совсем плохо, когда к нам приходят с готовыми методами и решениями — как исследовать, все равно приходится возвращаться к проблеме, но уже через лишний шаг», — отмечает Задорин.

При выборе исследователя нужно руководствоваться рациональными, а не эмоциональными критериями, добавляет Игорь Задорин. В первую очередь учитывать реальный опыт и качество проведенных исследований, а не личную симпатию, считает эксперт.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Дополнительные источники

Некоммерческие организации изучают и чужие исследования, и статистику — они помогают подготовиться к собственному исследованию или сразу используются в работе. Но выбирать данные, которым стоит доверять, тоже нужно с умом, говорят эксперты.

Игорь Задорин объяснил, что прежде всего нужно обращать внимание на методологию исследования и формулировку вопросов. Однако, по словам Марии Черток, директора фонда «КАФ», многим некоммерческим организациям сложно определить, правильные ли методы использовались при сборе данных. Поэтому НКО чаще руководствуются репутацией источника.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Делиться с сектором

По мнению участников паблик-тока, НКО необходима общая платформа для обмена информацией по исследованиям. С одной стороны, это помогло бы избежать повторов и дало больше возможностей изучать новые темы, с другой — делиться результатами, которые могут быть полезны всему сектору.

По мнению Игоря Задорина, сейчас выходит много одинаковых исследований. Но представители НКО считают, что все эти данные небесполезны.

«Действительно, много всего публикуется и хорошо бы эти данные собрать в одном месте. Но мне кажется, наша социальная сфера и некоммерческий сектор не выглядят переисследованными. Пусть выходит больше публикаций и заполняет нашу информационную среду данными», — считает Юлия Ходорова, консультант по развитию Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ».

Представитель ЦИРКОНа советует некоммерческим организациям объединять свои ресурсы и проводить общие исследования. Это поможет получить данные, которые будут полезны не одной организации, а многим.

Юлия Ходорова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Победы и провалы

Полученные результаты исследований не всегда оказываются радостными для НКО, и не все хотят делиться «плохими» цифрами.

«Если НКО проводит исследование, чтобы оценить, достигли ли их проекты результатов, к которым они стремились, то решение о публикации этих результатов остается на усмотрение НКО, которая это исследование проводила. В идеале лучше, чтобы организации делились и достижениями, и провалами. Но здесь затрагивается отчетность НКО перед донорами», — объясняет Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь».

Дарья Байбакова, Елизавета Язневич, Юлия Ходорова. Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Если исследование касается состояния сектора в целом, важно показать реальную ситуацию, уверены эксперты. Выявленные проблемы становятся отправной точкой для дальнейшей работы.

«Исследование, выявившее количество людей, которые готовы помогать взрослым людям, показало проблему и привлекло к ней больше внимания. Для нас это показатель важности работы НКО, которые занимаются этой сферой», — отметила Дарья Байбакова.

В фонде «КАФ» считают, что наряду с проблемами не нужно забывать и о своих достижениях. В октябре фонд представил проект «25 лет социальных перемен», который показывал достижения НКО за четверть века. Для этого «КАФ» опросил 55 экспертов об изменениях, которые произошли в социальной сфере при участии некоммерческих организаций.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Презентация данных

Способы представления полученных данных могут быть разными. Чаще НКО стараются использовать инфографику, так как к ней интерес выше, чем к тексту. Появляются и новые форматы.

Например, фонд «Нужна помощь» разрабатывает проект «Если быть точным». По задумке фонда, данные исследований по социальным проблемам будут собраны в одном месте. Можно будет проследить, как меняется ситуация с той или иной проблемой в разных регионах России.

«Ночлежка» публикует результаты своих исследований на сайте и в годовых отчетах. А часть статистики была представлена широкой аудитории в тесте «Индекс уязвимости». Чат-бот задает пользователю вопросы о его работе, месте жительства, привычках и навыках. Вместе с результатам пользователь узнает, сколько бездомных сами пришли к такому образу жизни, и истинные причины бездомности.

По словам Дарьи Байбаковой, НКО важно рассказывать о результатах исследований всеми возможными способами и приводить данные при коммуникации со СМИ.

Фото: Ольга Воробьева/АСИ

Паблик-ток проводится в рамках медиаклуба «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

«Медиацентр АСИ — Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике