Выступая на форуме PRO-подростков-2019 в Москве с лекцией об особенностях адаптации детей после вторичного отказа, психолог, специалист по семейному устройству и приемный родитель Елена Мачинская привела печальную статистику: в 3522 случаях отказа инициаторами возврата ребенка выступали приемные родители. Чуть более 900 случаев произошли по инициативе органов опеки.
Согласно данным, за 2018 год в детские учреждения вернули 7,2% детей. Примечательно, что почти 14% детей из приемных семей имеют опыт вторичного сиротства. В безвозмездной опеке 10% семей отказались от детей.
По статистике, самая возвращаемая категория — дети, прожившие в семье более пяти лет. На втором месте — те, кто прожил до года.
«Все мы знаем, что под усыновление выбирают голубоглазых блондинов с первой группой здоровья от профессора и балерины. За ними стоят очереди, все бегают и охотятся за такими детьми. И такие самые востребованные дети как раз возвращаются реже, чем дети с особенностями развития, трудные подростки или приемные дети с братьями и сестрами», — говорит Елена Мачинская.
По ее собственному опыту, обычно непонимание и скандалы в семье начинаются уже на стадии оформления документов на предварительную опеку.
Травмы вторичного возврата
«Когда от ребенка отказываются в первый раз, он думает: «Что-то со мной не так. Я плохой, меня выкинули, как игрушку». Но приходят другие люди и говорят: «Нет, ты хороший. С тобой просто случилась беда. Те первые родители просто не справились». В первый раз ребенка удается убедить, что случилось это не по его вине. И теперь все будет хорошо. Но во второй раз человек точно знает: «Я плохой». Мы знаем такие случаи, и вторым разом возврат может не ограничиться», — утверждает эксперт.
Елена Мачинская привела пример: у девочки, которую два раза возвращали, была уверенность в том, что она плохая, и она всячески поддерживала такой имидж. В 12 лет она уже умела курить, пить и ругаться матом, но не читала и не считала. Эту девочку, свою первую приемную дочь, Елена взяла после 15 минут знакомства.
«Через какое-то время мне звонят: срочный возврат, не хочешь взять? И я решила на время поиска основной семьи девочке взять ее к себе. Но ничего не бывает более постоянного, чем временное. Я побила собственный рекорд: я оформила опеку раньше, чем познакомилась с девочкой и даже увидела ее фото, — вспоминает Елена. — У нее было реактивное расстройство привязанности (РРП), но об этом мне не сказали. Дома были многочасовые истерики без возможности отвлечь, драки, крики. Она скинула кровать со второго этажа. Ее нельзя было отвлечь. Она кричала до тех пор, пока не начинала терять сознание. Девочка находилась детском доме с пяти лет и постоянно была на взводе. Маме было 18 лет, когда она оставила дочь, но обещала ей вернуться, как только жизнь наладится. И два года ребенок просто стоял у окна в ожидании».
Бывает, что после оставления ребенка в детском доме у него происходят посттравматические психические нарушения. И очень часто это случается именно после второго возврата. Могут проявиться расстройства, связанные с поведением, аутичные черты, расстройства сна и пищевые расстройства, патологическая тревожность и страх, недоверие. В этом случае уже требуется не помощь психолога, а врача-психиатра.
Особенности адаптации «возвратных» детей
Тут важно знать, какая семья нужна «возвратному» ребенку.
У родителей прежде всего должен быть опыт воспитания приемных детей. В семье не должно быть детей младше приемного ребенка, иначе он будет срываться на них. Стрессоустойчивость — если мама будет вся в депрессии, то ребенку явно это не поможет. Родители не должны смотреть на ребенка через «розовые очки», никаких завышенных ожиданий. А также не лишним будут навыки и знания о психогигиене.
Как помочь семье, воспитывающей ребенка с опытом вторичного отказа? Лучше всего помощь делом, а не только словом, считает эксперт. Таким семьям крайне нужна помощь и поддержка специалистов. А еще важно подарить «свободный час». Ведь уставшие родители могут только усугубить и так сложное состояние ребенка. И, конечно, обязательно похвалить за работу, отметить успехи.
***
Лекция Елены Мачинской «Особенности адаптации детей после вторичного отказа» прошла на форуме PRO-подростков в Москве, где 400 специалистов из всех регионов России обсудили эффективные технологии помощи детям-сиротам. Форум проходил с 22 по 24 апреля и был организован на средства ранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов. Его организаторами выступили Детский благотворительный фонд «Солнечный город», фонды «Измени одну жизнь» и «Открывая горизонты».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.