Организация «Перспектива» при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех» совместно с Inclusive Education Initiative и при участии социологов Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ провела всероссийский опрос, посвященный ситуации с обучением детей с инвалидностью во время пандемии. В опросе участвовало 303 респондента из 100 городов, деревень и поселков России — в том числе родители детей с разными формами инвалидности и педагоги. У большинства респондентов есть дети, имеющие особенности интеллектуального характера (44%), нарушения речи (32%), нарушения опорно-двигательного характера (31%), либо расстройство аутистического спектра (29%).
Большинство (89%) опрошенных считают, что детям с инвалидностью обучаться в период закрытия школ из-за пандемии Covid-19 сложнее, чем детям без инвалидности. Кроме того, 37% респондентов отметили: дети с инвалидностью испытывают сложности в получении доступа к медицинским услугам.
Основные трудности
Главными сложностями, с которыми столкнулись дети с инвалидностью во время пандемии, стали отсутствие доступа к реабилитации, дополнительному образованию и техническим средствам реабилитации (57%) и отставание в учебе из-за недоступных онлайн-методов обучения (55%).
Отсутствие доступных учебных материалов и отсутствие знаний, как правильно использовать онлайн-технологии для продолжения обучения, отметили 38% и 34% респондентов соответственно. У 28% опрошенных нет компьютера или планшета, у 17% — домашнего интернета.
Среди других трудностей люди называли нехватку общения, отсутствие мотивации к учебе, невосприятие ребенком обучения через экран монитора, проблемы с концентрацией внимания.
Большинству нуждающихся семей не хватает учебников и художественной литературы на шрифте Брайля (81%), учебных материалов с увеличенным шрифтом (86%), речевых коммуникаторов (87%) и видеоматериалов, сопровождаемых переводом на жестовый язык (89%).
Хуже всего, по данным опроса, ситуация обстоит с экранными считывающими устройствами (их не хватает 91% опрошенных) и переводчиками жестового языка и материалами в формате easy-to-read (97%).
Какая поддержка нужна
Отсутствие личного помощника и дополнительной поддержки почти для половины опрошенных (48%) становится препятствием для продолжения учебы. Среди других препятствий люди называли отсутствие знаний и навыков, как использовать технологии (40%) и недостаток доступных материалов (38%).
Большинство родителей и специалистов (86,7%) говорят в первую очередь о необходимости поддержки со стороны учителей в составлении планов уроков и школьных заданий.
В психологической и финансовой поддержке нуждаются около 85% семей. Почти 60% респондентов говорят, что им нужна физическая поддержка.
Среди других видов поддержки, которая потребуется в ближайшие несколько месяцев ребенку / ученикам с инвалидностью во время закрытия школы на карантин, опрошенные назвали:
- финансовая помощь и поддержка;
- реабилитационные летние программы;
- социализация, необходимость общения со сверстниками, одноклассниками;
- общение с учителями, психологами, дефектологами, логопедами;
- более высокоскоростной интернет;
- человек, с которым можно было бы оставить ребенка на время выхода на работу.
Полный текст опроса — на сайте организации.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.