Информация о решении продлить дистанционное обучение до 6 декабря была опубликована на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. Он отмечает, что число заболевших школьников 6-11-х классов последний месяц находится примерно на одном уровне – 1,5-2,2 тыс. случаев в неделю.
«Это значит, что дистанционное обучение является эффективным средством профилактики распространения коронавируса. Школьники меньше болеют сами и реже заражают своих пожилых родственников», – подчеркнул мэр.
Однако такое решение не поддержали многие родители московских школьников. Они просят изменить систему обучения или вернуть очные занятия.
Роспотребнадзор: мы так уходим от локдауна
Елена Андреева, руководитель управления Роспотребнадзора по Москве, уверена: нельзя обсуждать дистанционное образование, абстрагировавшись от общей ситуации в городе. Мер, принятых в начале учебного года (разные входы в школу, исключение контактов между детьми из разных классов, строгий график питания в столовых и т.д.), не достаточно, подчеркивает чиновник.
В Роспотребнадзоре отмечают, что по сравнению с маем 2020 года число школьников с подтвержденным COVID-19 увеличилось вдвое. Больше всего контактируют друг с другом в школе именно ученики 6-11-х классов, считают в ведомстве.
«При любой вирусной инфекции мы выводим из контактов те группы, которые контактируют очень активно. И если в семье есть ребенок, который ходит в сад или в младшие классы, его количество контактов намного меньше. Ребенок в саду контактирует только со своей группой: у них свой вход, своя площадка для прогулки, отдельная возможность принять пищу. Мы уходим от возможности увести всех на локдаун».
Родители за и против
Родители московских школьников разбились на два лагеря.
Общественное движение «Родители Москвы» выступает категорически против дистанционного обучения. Илона Менькова, президент движения, утверждает, что ограничения для учеников 6-11-х классов недостаточно мотивированы.
Менькова отмечает, что среди детей крайне редко встречаются проявления тяжелой формы коронавируса, пока не зафиксировано ни одного случая смерти ребенка от COVID-19. Родители не понимают, почему более миллиона школьников в таком случае вынуждены учиться из дома, говорит Менькова.
«Возник конфликт двух прав, данных нам Конституцией РФ: права на здоровье и права на качественное образование. Разрешить этот конфликт эмоционально нельзя: не может ущемляться право одних в пользу других, если кто-то выдвинул гипотезу, которую растиражировали», – считает Илона Менькова.
Ирина Акопян, блогер и руководитель Клуба молодых мам, с такой позицией не согласна. Она считает, что здоровье детей важнее всего, а дистанционное образование может быть не хуже очного. Но над этим должны работать три стороны: родители, учителя и сами дети.
«В сентябре наш класс вышел на очное обучение, но благодаря периоду дистанционного образования наш классный руководитель вывела систему совмещенных занятий. Дети, которые плохо себя чувствуют, сидят дома и выходят на видеосвязь с учителем, который ведет урок в классе с другими детьми. А по четвергам у нас класс полностью переходит на онлайн», – говорит Ирина Акопян.
Как повлияет дистанционное обучение на здоровье?
Дети стали значительно больше времени проводить дома за компьютером, и родители опасаются за их здоровье. Высокие нагрузки на глаза, недостаток двигательной активности, депрессия, апатия и другие расстройства — все это возможные последствия длительного дистанционного обучения.
«Моя дочь – крепкий ребенок со здоровой психикой. Но однажды она подошла ко мне и начала плакать. Она говорила, как утомлена от постоянного присутствия в электронном пространстве… Первое, что я сказала: «Плюнь, прекрати заниматься, если ты устала». Но я таким образом подрываю стремление учиться», — рассказывает Инна Гориславцева, пресс-секретарь общественного движения «Родители Москвы».
Представители движения «Родители Москвы» просят врачей проанализировать долгосрочные последствия в отношении здоровья детей.
Кроме того, «Родители Москвы» обратились в департамент образования и науки с информацией о нарушении установленных норм в Московской электронной школе. Например, на домашнее задание в системе выделено 15 минут: на самом деле, оно может занять несколько часов. В итоге некоторые дети проводят за монитором большую часть дня.
Представители общественного движения просят провести жесткую проверку всех тестовых и домашних заданий, и сопоставить, соответствуют ли они указанному в системе времени.
«Я состою в группе, которая называется «Мы против дистанционного образования». У меня есть вопрос: «А кто-то за?». Все прекрасно понимают, что это инструмент, который необходим и уникален, – ничего другого у нас не остается».
Дистанционное качество
Еще одна важная проблема – качество дистанционного обучения.
Виктор Матюхин работает учителем информатики в московской школе с углубленным изучением математики.
«Не надо пытаться делать вид, что дистант – это то же самое, что очная учеба, только через компьютер. По моему опыту – на очень хороших мотивированных детях, у которых я веду профильный предмет, скорость прохождения материала примерно в 1,5 раза меньше, чем на очке. Понятно, что в среднем по городу ситуация на порядок хуже», – объясняет Матюхин.
Он подчеркивает: программы, разработанные для очного обучения, не подходят для онлайн-занятий. Поэтому нужно срочно пересматривать программы, расписание, график каникул, продумывать формат олимпиад и других событий школьной жизни.
Качество контента в МЭШ
Родители жалуются, что, если ребенок пропустил занятие, он не всегда может подготовиться к следующему уроку или тесту. Методические материалы на портале могут отличаться от информации в учебниках из федерального перечня, родители и учителя обнаруживают в материалах МЭШ ошибки и неточности.
По словам Наталии Киселевой, заместителя руководителя Департамента образования и науки Москвы, разработчики уже меняют конструктор тестовых заданий и исправляют опечатки в методических материалах. Чтобы контент в МЭШ становился качественнее, родителей попросили сообщать о тех ошибках, которые они находят.
Педагог Любовь Быковская предлагает учителям, если они находят ошибки в материалах МЭШ, обращаться к модераторам портала. По ее опыту, пособия с ошибками удаляют или вносят в них правки.
Важно, чтобы родители, педагоги и чиновники как можно быстрее нашли общий язык, потому что тема дистанционного обучения сейчас очень болезненна.
«Хочется, чтобы создавалась атмосфера согласованности и доверия между учителями, родителями и детьми. Хочется, чтобы инструменты были в пользу и качественное обучение сохранилось, иначе это может превратиться в социальную бомбу замедленного действия», – говорит Алексей Чегодаев, директор по развитию фонда «Отцовство» и председатель Совета отцов города Москвы.
По статистике, за время пандемии коронавирус подтвердился у 34 тыс. заболевших детей из Москвы, из них 65 % – у учащихся 6-11 классов. Из них госпитализированы 1,9 тыс. детей. В большинстве случаев у детей заболевание протекает бессимптомно или со слабыми признаками. Однако даже без симптомов заболевания дети могут иметь значительно более высокий уровень вируса в дыхательных путях, чем взрослые с тяжелой формой заболевания. Денис Проценко, главврач ГКБ №40 в Коммунарке, отмечает: дети в 1,5 раза чаще взрослых становятся источниками заражения других членов семьи.