Мотиватор и вдохновитель
Среди учителей — бывшие топ-менеджеры международных компаний, ученые, журналисты, психологи. Всех их объединяет одно — они понимают, что школа должна помочь детям обрести поддерживающего взрослого, мотиватора, вдохновителя.
Впереди у каждого из них — два года работы в сельских школах, чтобы доказать, что это возможно.
«Учитель для России» — это общественная программа, благодаря которой выпускники и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в обычных школах, чтобы обеспечить равенство образовательных возможностей для детей из регионов России. Программу реализует благотворительный фонд «Новый учитель».
В 2021 году программа работает в 95 школах семи регионов России, в которых учителя проекта обучают более 30 тысяч детей.
«Более 90% выпускников программы потом остаются в образовании: кто-то подает грант, чтобы участвовать в программе третий год, кто-то присоединяется к команде в качестве куратора или методиста, многие открывают свои образовательные проекты», — рассказывает руководитель отдела коммуникаций в программе Мария Гущина.
По словам Марии, самая большая проблема в том, что, несмотря на очевидный положительный эффект программы, такой результат очень трудно измерить. Тем не менее изменения замечает и команда, и учителя, и сами дети.
«Самое классное для нас то, что дети из подшефных школ, вырастая, сами подают заявки на участие в программе. Такое уже случалось не раз. Представляете, значит, как фигура учителя на него повлияла!»
Мир, в котором мы живем
Часть выпускников российских школ слабо владеют родным языком, не могут на нем качественно и понятно изъясняться, говорит Мария Гущина. Они умеют читать, но могут не улавливать смысл прочитанного. Некоторые ученики не обладают элементарной математической грамотностью и не знают основ естествознания — проще говоря, не понимают, как устроен мир.
На таких детях часто ставят крест и лишний раз не спрашивают. Самооценка скатывается к нулю. Но авторы программы уверены — именно школа может дать толчок в развитии ребенка, даже если семья неблагополучна и в ней низкий уровень культуры.
«Это и есть наша задача — компенсировать недостаток культуры, внимания и поддержки детям. Ребенок учится не только предметам. В школе формируется его личность, реакция на вызовы мира, чувство ответственности за свои действия».
Территория новых возможностей
Во время Летнего института в Калужской области также работал городской летний лагерь «Территория лета», в котором участвовало более 700 детей. Большинство из них — из тех семей, которые не могут позволить отправить ребенка в лагерь на море или поехать в совместный отпуск.
Некоторые участники программы «Учитель для России» никогда не работали с детьми, и лагерь помогает им пообщаться с учениками. А для детей это шанс создать что-то свое и познакомиться с новыми людьми.
Учителя и сами дети вместе придумывали и организовывали массу кружков и мастер-классов.
«Менее обеспеченные семьи с низким культурным статусом не придают большого значения образованию или выбору профессии, отличной от родительской. Такие дети, взрослея, редко покидают дом и видят очень ограниченный круг возможностей, — говорит Мария Гущина. — На «Территории лета» в лагере у них появляется возможность найти для себя интересное занятие, которое впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути.
Все фотографии детей размещены с разрешения родителей