Внесла пакет законопроектов сенатор Людмила Нарусова, сообщили 14 февраля «РИА Новости».
В проекте предлагается дополнить УК РФ статьей 286.2 «Применение пытки» и наказанием сроком от трех до десяти лет.
Если пытают с применением оружия или специальных средств, в этом участвует группа людей, и все происходит с особой жестокостью, наказывать предлагают на срок от 5 до 15 лет.
Также законопроекты запрещают признавать достоверными показания, которые люди дали под пытками.
Пытки, говорится в законопроекте, это «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера».
Фото: Hasan Almasi / Unsplash
Этот проект — альтернатива законопроекту, который подготовили и внесли в Госдуму сенаторы Андрей Клишас, Владимир Полетаев и депутат Павел Крашенинников.
Их проект не предусматривает отдельную статью «Пытки» в УК РФ. Предлагается дополнить статьи 286 («Превышение должностных полномочий») и 302 («Принуждение к даче показаний») УК РФ.
В Комитете против пыток считают, что законопроект Клишаса не искоренит пытки в России и не поможет привлекать к ответственности всех виновных. Под этим заявлением уже стоят десятки подписей правозащитников и правозащитных организаций.
Что лучше
Руководитель отдела аналитики Комитета против пыток Дмитрий Казаков считает, что законопроект Нарусовой лучше, чем проект Клишаса-Крашенинникова, потому что предполагает отдельную статью для пыток.
«Между тем проект сенатора сосредоточен на пытках и не затрагивает иные виды жестокого, бесчеловечного, унижающего обращения. Часть деяний, не подпадающих под новую статью, будут квалифицироваться по старой статье 286, как и сейчас — то есть единство правового регулирования не достигается», — рассказал Казаков.
По его словам, в законопроекте Нарусовой не дается определение лиц, выступающих в официальном качестве, хотя они рассматриваются в качестве субъекта применения пыток.
«В общем, этот проект лучше, но нуждается в доработке.
Но, к сожалению, перспективы прохождения проектов оцениваются не исходя из качества законов, а исходя из того, насколько инициаторы законопроекта согласовали его с различными ведомствами.
Есть ощущение, что у внесенного в декабре 2021 года законопроекта дела с этим обстоят на порядок лучше», — заключил он.
Фото: Brandi Redd / Unsplash