Что это за конкурс
Конкурс Research Got Talent третий год подряд проводит международная исследовательская ассоциация ESOMAR в партнерстве с платформой социальных изменений ToDoGood. Участники конкурса, молодые исследователи до 35 лет, проводят социологическое исследование, которое поможет НКО лучше работать. Исследование устраивают pro bono. Команда и НКО становятся парой случайно, обсуждают проект и начинают работу.
11 августа начался финал российского этапа конкурса. К этой дате АСИ ознакомилось с 19 проведенными исследованиями и сделало обзор основных направлений.
Как рассказала руководитель проектов АСИ, член жюри конкурса Ольга Дроздова, результаты исследований открыты. Ими, по ее мнению, могут пользоваться и другие НКО: многие данные будут полезны.
В фокусе исследования — пожилые люди
Девятнадцать конкурсных исследований можно условно поделить на несколько групп по направлениям. Первая — проекты, посвященные старшему поколению.
Например, исследователи разбирали поведение пожилых людей при выборе лекарств, одежды, медицинских услуг, направлений отдыха. Они хотели узнать, сколько денег и почему люди тратят на те или иные нужды, удается ли копить.
Для коалиции НКО «Забота рядом» команда исследовала отношение общества к пожилым людям и помощи им. Они пришли к выводу, что в стране есть разница между декларируемым и фактическим отношением к старости. Так, 43% респондентов заявили, что положительно относятся к старшему поколению, и только 18% нашли положительные ассоциации к старости. Чаще всего в контексте старости люди говорили о бедности и проблемах со здоровьем.
Собственную старость респонденты тоже ожидают со страхом: боятся, что будут не нужны близким, не смогут себя прокормить, заболеют и останутся одни. А еще — опасаются деменции.
Деменции посвятили еще одно исследование — для фонда «Альцрус». В его основу легли проблемы, которые мешают помогать людям с деменцией: окружающие не воспринимают деменцию как болезнь, а считают, что это естественный признак старости. Эти стереотипы мешают ранней диагностике и более эффективной помощи.
Участники исследования полагали, что знают, что такое деменция, но определения давали не всегда корректные. Исследователи также частично подтвердили гипотезу, что ранние признаки деменции не вызывают у людей беспокойства и намерения идти или вести близкого к врачу.
Исследование показало: 80% респондентов не знают, куда обращаться за помощью, если у них или их близких появляются признаки деменции. Только 1% опрошенных решили, что обратились бы в благотворительный фонд.
Еще одно исследование посвящено системе долговременного ухода: команда исследователей выясняла, какой социальный эффект дает обучение координаторов в системе долговременного ухода. Оказалось, что пожилые и нуждающиеся в паллиативной помощи люди высоко оценивают труд социального координатора. Такой же оценки придерживаются и НКО.
Онкология, донорство крови, переработка одежды
Для благотворительного проекта «Дари еду!» команда подготовила исследование портретов текущего и потенциального доноров: выяснила, какие люди помогают проекту, насколько эффективно работают существующие рекламные кампании, что мешает потенциальным донорам поддерживать инициативу. Оказалось, треть жителей городов-миллионников не участвовала в благотворительности. Больше всего в этом им мешали недостаток финансов и недоверие к благотворительным фондам.
Для благотворительного фонда «Онкологика» изучали доноров, которые поддерживают системную помощь взрослым с онкозаболеваниями.
В исследовании можно найти данные в целом о людях, жертвующих на благотворительность: так, четверть опрошенных за последний год хоть раз участвовала в благотворительности. В основном — совершала денежные пожертвования. Не лично, а через фонды опрошенные чаще помогают как раз таки людям с онкозаболеваниями (38%), детям (42%), животным (42%).
И здесь же снова барьерами для благотворительной деятельности назвали нехватку средств (45%) и недоверие к фондам (35%).
Еще одно исследование посвятили восприятию портала о благотворительности «Милосердие.ру». Там снова наткнулись на две вышеуказанные причины, по которым люди не участвуют в благотворительности. А вот участвовать их мотивирует желание облегчить жизнь нуждающимся, чувство жалости и сострадания, желание сделать мир лучше. При этом некоторые респонденты не готовы оформить регулярную подписку на пожертвование: считают, что такие пожертвования неискренние и неэмоциональные.
Для проекта Donorsearch исследователи искали способы, как привлечь молодежь к донорству крови. Выяснили, например, что у молодой аудитории мало знаний об НКО, которые работают в этой сфере.
В исследовании изучали ассоциации, возникающие при словосочетании «донорство крови». Положительные — помощь, спасение людей, здоровье, негативные — боль, возможность заражения, корыстные цели. Треть опрошенных уверены, что информации о донорстве сейчас недостаточно.
Еще одна команда конкурса исследовала отношение россиян к сдаче и переработке одежды для фонда «Второе дыхание». В ходе исследования выяснилось, что респонденты почти не знают о фондах, которые занимаются сбором ненужной одежды. Люди, которые не сдают одежду на переработку, обычно делают это из-за неудобства расположения контейнеров для сбора. А еще исследователи выявили четыре типа людей по их отношению к одежде.
Люди первого типа — его назвали «модник» — покупают достаточно новой одежды, а старую отдают знакомым или используют в хозяйстве. В благотворительные фонды не верят, считают их работу неэффективной. Второй тип, педант-аккуратист, относится к покупкам более обдуманно, а ненужное отдает в социальные учреждения. Третий — спонтанный покупатель. Он одобряет работу фондов и бережно относится к экологии, но ненужные вещи раздает знакомым или продает. Последний тип, бережливые, не покупают лишних вещей, но и ненужные не сдают, а стараются использовать до последнего.
Инклюзия и отношение к людям с инвалидостью
Три исследования посвятили теме инклюзии и проблемам людей с инвалидностью. Первое из них охватило отношение россиян к людям с ОВЗ. По опросам людей, которые заботятся о близком с инвалидностью и которые с такими людьми не сталкивались, исследователи выделили несколько ключевых проблем. Это доступность среды, гиперопека со стороны родителей или опекунов, излишняя жалость со стороны окружающих, недостаточный размер пенсий и пособий. А еще — недостаточная информированность о заболевании: из-за этого люди боятся контакта.
По мнению опрошенных, человек с инвалидностью — это кто-то на коляске или в очках и с тростью. Других отличий респонденты не назвали. У людей, не опекающих близкого с инвалидностью, люди с инвалидностью вызывают в основном чувство жалости и желание помочь.
Для РООИ «Перспектива» изучали инклюзивное образование и спорт в общеобразовательных школах некоторых регионов России. В исследование включили Владивосток, Омск, Уфу. 55% респондентов из этих городов рассказали, что у них есть опыт инклюзивного образования, но положительно о нем отзываются только 5%. Чаще всего проблемой инклюзивного образования называли неготовность школы. А еще — неготовность ребенка с инвалидностью к общеобразовательной программе и неумение детей и педагогов с ним общаться.
Опрошенные родители детей без инвалидности к инклюзивному образованию относятся с осторожностью: боятся падения успеваемости своих детей и поведения ребенка с инвалидностью в классе. При этом большинство родителей не понимают, как нужно разговаривать со своим ребенком об инвалидности и инклюзии.
Еще одна команда узнавала мнение общества и пациентов о спинальной мышечной атрофии (СМА) для фонда «Семьи СМА». Выяснилось, что мешает людям с инвалидностью больше не отношение других людей, а недоступность среды. Люди, вопреки прогнозам, демонстрировали положительное отношение к людям с инвалидностью.
Почти половина (43%) опрошенных слышали о СМА, но в большинстве своем только общую информацию. В основном респонденты знают, что заболевание отнимает возможность двигаться и его очень дорого лечить.
В фокусе — разное
Другая команда исследовала уход за пожилыми и людьми с инвалидностью на дому в Рязани. Исследование проводили по запросу Центра социальной помощи «Доброе дело»: он хотел узнать портрет своей целевой аудитории и конкурентов, понять, с какой стороны себя позиционировать.
С похожей проблематикой получилось исследование для Ресурсного центра помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь», который хотел создать модель симбиотического маркетинга; для фонда «Белый ирис», который хотел найти зоны роста в своей PR-политике; для фонда «Дети Саха — Азия», который просил оценить его медиапроекты.
Для фонда «Навстречу переменам» изучили рынок социальных стартапов, чтобы понять потребности и барьеры для работы таких организаций. По мнению исследователей, компании сильно вовлечены в социальную деятельность: более 40% малого и среднего бизнеса когда-либо вели социальную деятельность или планируют вести ее. Наиболее интересны для таких организаций субсидии и гранты, а вот импакт-инвестиции почти не используются.
Компаниям мешает вести социальную деятельность недостаток финансов, знаний, сотрудников, нежелание помогать государству в социальных вопросах и перекладывание ответственности на благотворительные фонды.
Для организации «Территория передышки» провели акцию «Встретимся на улице» по подсчету бездомных людей в Перми. В ходе акции нашли 566 человек — на улице, в больницах, центрах адаптации, спецприемниках.
Оказалось, половина опрошенных осталась на улице из-за конфликтов с родственниками или их смерти. Большинство живут на улице больше года, но при этом не знают, куда обращаться за помощью.
Другая команда искала мам, которым психологически сложно после беременности и родов, и рассчитывала их уровень счастья и депрессии. Это был проект для Центра психологической и информационной поддержки материнства «Душа мамы». Оказалось, 40% женщин считают отсутствие психологической поддержки после родов одной из основных проблем. Чаще всего женщины отмечали постоянную усталость, слабость, перепады настроения, приступы раздражительности.
При этом 91% опрошенных матерей не знают о фондах и организациях, которые могут им помочь.
Еще одно исследование — о заявителях Команды против пыток. Исследователи выяснили, что обращаться за помощью к адвокатам людям мешает незнание о правозащитных организациях, опасение сделать ситуацию еще хуже, недоверие к НКО и страх статуса иностранного агента (Команда против пыток — новый проект сотрудников Комитета против пыток, который 10 июня был признан Минюстом иноагентом. Спустя сутки члены комитета приняли решение о его ликвидации. — Прим. АСИ).
Последняя команда изучала соседские сообщества для Центра жилищного просвещения. Там исследовали отношение россиян к соседям, как они общаются друг с другом и благодаря чему могут объединиться. Несмотря на распространенный отрицательный образ соседа, по результатам исследования, 72% опрошенных своими соседями довольны. 57% респондентов, которые не общаются с соседями, не против начать, но не знают, для чего.