Материал создан по итогам обсуждения, которое проходило на Добро.Конференции 17 сентября 2022 года в Казани. Конференцию организовали Ассоциация волонтерских центров, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь), Министерство науки и высшего образования РФ и Правительство Республики Татарстан.
1. Быть открытыми друг с другом
В сотрудничестве НКО, власти и бизнеса нужно честно и открыто рассказывать о себе и приглашать представителей других секторов работать вместе, считает президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив Елена Малицкая.
Центр появился в 1995 году и с самого начала работы придерживался принципа открытости. В 1996 году центр провел первую ярмарку НКО, на которую пригласил органы власти, чтобы показать, что делают НКО. Организация проводила и грантовые конкурсы, куда в качестве экспертов приглашала представителей власти и бизнеса, чтобы развивать взаимодействие между секторами.
«Во всех наших тренингах и обучениях тоже присутствовали органы власти. Мы звали людей из бизнеса, НКО. И мы сразу выработали такую политику, что мы, конечно, можем критиковать друг друга, можем говорить, что власть здесь не права, здесь можно было сделать что-то по-другому, но нужно работать вместе», — говорит Елена Малицкая.
При этом эксперт предостерегает от «перетягивания одеяла на себя».
«Нужно создавать сообщества, обмениваться информацией, понимать, какие ценности и критерии у вас есть. И самое главное, что показал наш опыт, — никогда ни конфликт, ни страх, ни злость не дают хорошего результата, не нужно использовать эти практики давления», — советует Малицкая.
2. Обращаться друг к другу на этапе идеи
Директор центра социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова отмечает, что иногда добровольческие объединения работают сами по себе и не обращаются за экспертизой и поддержкой к социальным организациям.
С ней согласна и директор Агентства социальной информации Елена Тополева: «Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда НКО говорят, что есть сложности с привлечением волонтеров, что волонтерские центры работают в параллельной реальности. И когда их просишь помочь найти волонтеров, они говорят, что работают только с вузами, например».
При этом волонтерам экспертиза НКО может быть действительно необходима. Например, чтобы понять, действительно ли помощь, которую предлагают волонтеры, нужна благополучателям, соответствует ли она законодательству. Они могут собирать деньги на личную карту или предлагать вырастить саженцы для района, у которого нет в этом потребности.
«В итоге получается огромное количество инициатив, которое даёт маленькие результаты или прямо противоположные эффекты < …> Так мы воспитываем разочарование в добровольчестве и добрых делах», — добавила Марина Михайлова.
НКО могут это исправить — подсказать, в чем именно есть потребность.
3. Не заставлять волонтеров заниматься тем, чем они не хотят
Но у волонтера могут быть другие интересы, и не стоит просто прикреплять его к любой организации и заставлять работать там целыми днями. Нужно дать ему возможность познакомиться с НКО и выбрать самому, считает Марина Михайлова.
Эту стыковку могут помочь сделать Добро.Центры, которые будут появляться по всей стране, считает эксперт.
«Я за то, чтобы мы бережно относились к активным людям и давали им возможность реализовывать свои идеи, а не навешивали на них те идеи, которые мы хотим реализовать»,
— добавила она.
4. Ставить себя на место партнера и говорить на его языке
Во взаимодействии НКО и органов власти важно слышать друг друга и предлагать то, что нужно не только вам, но и вашим партнерам, уверен Михаил Комиссаров, генеральный директор Центра поддержки гражданских инициатив и развития некоммерческого сектора экономики Челябинской области.
«У органов власти есть свои программы и интересы. Писать в органы власти «Дайте денег» посередине года почти бесполезно. Но при этом надо понимать, что они реально могут дать. У кого-то есть бесплатные типографии, у кого-то есть транспортное обслуживание, где-то есть комбинаты питания. Дать что-то безвозмездно они на самом деле могут. Можно выбить, добиться и объяснить, что и как нужно, особенно заранее,
выстроить конструктивные отношения с представителями органов власти — это тоже возможно, но нужно в этом отношении уметь мыслить и работать на понятном им языке», — говорит Комиссаров.
По его словам, чиновников больше всего раздражает в НКО непонимание делопроизводства.
«Недавно мы проводили микроисследование, фокус-группу с чиновниками. Спрашивали, что их больше всего раздражает в НКО. Они говорят — их письма. Они шлют их губернатору всегда и везде, а проще написать министру. Шлют за пять дней, когда надо что-то сделать, а нам оно придет через 10 дней после того, как им что-то надо <…> Этому тоже нужно учиться, и мы как ресурсный центр учим этому НКО, потому что всем надо идти навстречу друг другу», — резюмировал эксперт.