29 ноября Правительство РФ внесло законопроект, дающий возможность детям-сиротам пройти повторное профессиональное обучение бесплатно.
Согласно пояснительной записке, детям планируют установить выплату пособия на учебную литературу и письменные принадлежности и ежемесячную выплату на все время повторного обучения.
Зачем детям-сиротам нужно повторное профобучение, АСИ спросило у специалистов Благотворительного фонда «Арифметика добра».
Сейчас такой проект действительно очень актуален, считает Ирина Осина, руководитель программного блока Благотворительного фонда «Арифметика добра».
В основном дети-сироты поступают в средние профессиональные образовательные учреждения, и часто этот выбор неосознанный.
«Часто они выбирают образовательное учреждение неосознанно в силу своей инфантильности и незнания своих возможностей, способностей и интересов: туда, куда направил детский дом, пошли учиться друзья, рядом с местом проживания и так далее», — рассказывает Осина.
После или во время обучения такие студенты нередко понимают, что профессия им не нравится или неинтересна. Но возможности получить второе образование бесплатно у них уже нет. Законопроект решает эту проблему.
Но остается проблема «инфантилизма». В этом случае, по мнению Осиной, важно устраивать профориентацию для воспитанников и выпускников детских домов, чтобы они могли познакомиться со всеми профессиями и специалистами, проходить стажировки и осознавать свои интересы и способности.
Татьяна Николаева, руководитель образовательной программы «Шанс» Благотворительного фонда «Арифметика добра», тоже уверена в необходимости законопроекта. По ее словам, при выборе профессии дети-сироты ограничены несколькими факторами.
Во-первых, они плохо знают об особенностях собственной личности, своих интересах и потребностях. Во-вторых, у них недостаточно развиты навыки критического мышления и формирования собственного мнения.
В 2021 году из 222 выпускников детских домов только 61 человек заявили, что планируют работать по специальности, 69 опрашиваемых дали отрицательный ответ, а 92 участника затруднились ответить.
«Этот законопроект позволит дать шанс тем подросткам, которые хотят развиваться дальше. Вместе с ним необходимо проводить профессиональные консультации, помогать в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий, оказывать дополнительную психологическую поддержку обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии, помогать в выборе места работы и трудоустройства», — заключила Николаева.