По городу по вечерам курсируют два автобуса. На каждом маршруте – несколько стоянок. Бездомным привозят горячую еду, как правило, суп, чай, хлеб. Автобусы приезжают в районы на окраинах Петербурга: организации, которые помогают бездомным – «Ночлежка», Городской пункт учета бездомных, здравпункт при Боткинской больнице — находятся в основном в центре и добраться до них могут не все. «Ночной автобус» привозит не только еду. Это срочная помощь, это социальная поддержка, это информация. От социального работника, выезжающего на маршрут, бездомный может узнать о службах, которые помогают бездомным в этом районе, о домах ночного пребывания.
Вместе с водителем и соцработником на маршрут выезжают добровольцы, которые кормят бездомных людей, следят за порядком в очереди, пропуская вперед детей и женщин. Путь у автобуса долгий – выезд около шести вечера, завершение маршрута около одиннадцати, а то и позже. Стоянки примерно по полчаса. Разговориться с кем-нибудь из бездомных не удается, нет времени. «Привет», «как дела?», «приятного аппетита» — только короткие фразы, но они все равно важны. Это поддержка, вербальный мостик между людьми…
Андрей
Сейчас Андрей Чапаев руководит волонтерской службой РБОО «Ночлежка». Учился в Университете сервиса и экономики, диплом решил писать о помощи бездомным. Так он впервые попал в «Ночлежку». Об организации уже знал, покупал у бездомных газету «На дне». После университета какое-то время работал в коммерческой компании. А потом вернулся. «Я просто верю в то, что наш проект – реальное дело, результат ты видишь здесь и сейчас, — говорит Андрей. — Простая, библейская мудрость: накорми голодного».
У «Ночлежки» нет специальной волонтерской школы. Интересующиеся и сочувствующие заходят на сайт организации, заполняют и присылают анкеты. Сейчас активных волонтеров человек 60-70, еще около сотни – в базе организации. Каждую неделю для проекта «Ночной автобус» надо 30 добровольцев. Конечно, когда учишься в институте или работаешь, ежедневно, вернее, ежевечернее ездить кормить бездомных невозможно. Волонтеры, как правило, посвящают этому один вечер в неделю. «Какие основные человеческие качества должны быть в нашем деле? Сострадание, милосердие, отзывчивость. Не обязательно жалость. И, может быть, зачастую жалости и не должно быть, — рассказывает Андрей. – Волонтер, который к нам приходит, уже примерно знает, на что идет. Конечно, мы разговариваем с каждым, отправляем в пробный рейс. И тогда, если человек считает это возможным для себя, присоединяется к нашей компании. Мы сообщаем волонтерам, что в той среде, в которой им предстоит оказаться, небезопасно с точки зрения эпидемической ситуации, все должны работать в масках, в перчатках, соблюдать санитарные нормы. Это особенно актуально в осенне-зимний период, когда много всяких простудных заболеваний».
Филипп
Июньский вечер, ночной автобус готов к выезду, но пока еще стоит во дворе «Ночлежки» на Боровой улице. Пока внутри только шофер и один из волонтеров – Филипп. Он из Берлина. Проходит в России альтернативную службу, вместо армии. После «альтернативки» собирается изучать политологию и русский язык. Университет пока не выбрал. Филипп объездил множество российских городов – от Москвы до Нижнего Тагила, жил в Екатеринбурге, потом приехал в Питер. Поначалу удручали декабрьский беспросветный мрак и холод. Фил очень общительный и веселый. По-русски говорит бегло, хоть и с легким акцентом, забавно ругается. Но, как вскоре выяснилось, умеет безупречно вежливо, но твердо общаться с бездомными, следя за порядком при раздаче еды.
Даша и Иван
Еще двух волонтеров мы забираем по дороге. Дарья – бухгалтер. Иван — инженер–архитектор. Оба ездят с автобусом лишь несколько месяцев. «Коллеги по работе и домашние на мое волонтерство уже махнули рукой», — говорит Даша. Она считает, что тем, кто дошел до последней черты, надо посильно помогать. Иван в своем архитектурном бюро о волонтерской деятельности особо не распространяется. «Это выход в иную реальность, после офиса на Невском проспекте меня эти поездки просто расслабляют», — рассказывает Иван. Волонтером «Ночлежки» он стал в какой-то мере из любопытства и «из эгоистических соображений»: «Видел бездомных у метро, хотел понять, что за люди. Когда стал ездить с ночным автобусом, понял, что мне их не жалко. Просто то, что я делаю здесь – надо делать».
Бездомные
Они ждут автобус на каждой стоянке. Фил желает всем приятного аппетита. Некоторые благодарят в ответ. Подходит мужчина, бывший моряк. Сам из Приднестровья, объездил полмира, сейчас — бездомный в Петербурге. Бездомный уже 13 лет, после разлада с женой. Словоохотливый и веселый. На спор предлагает нам назвать любое государство, чтобы он назвал столицу. Выигрывает. Как выяснилось при беглом разговоре, еще и в музыке неплохо разбирается.
Вот человек из Бангладеш. Потерял паспорт. Как будет зимовать, непонятно. На одной из стоянок робко подходит немолодая женщина с малышом в коляске. Она живет здесь неподалеку. Дочку бросил муж, денег нет. «На малышку-то мы находим денег, а вот сами… Можно супа?»
Зачем?
«В молодежной среде бытует мнение, что волонтеры – это какие-то фрики, люди, которым делать нечего. Я абсолютно с этим не согласен, — говорит Андрей Чапаев. — К нам приходят те, кому этот опыт будет полезен в профессии, будущие медики, социологи, психологи. Но есть и люди, которые выбрали совсем другую карьеру. Мотивы у каждого разные. Конечно, в основном это студенты, но есть и выпускники вузов – кто-то туризмом занимается, кто-то недвижимостью. Активные пенсионеры есть, есть женщина-писатель, есть топ-менеджер… Я недавно был на круглом столе по волонтерству, который проходил в Петербурге в рамках Молодежного форума. Там я для себя открыл, что во многие организации ребята приходят с какой-то практичной целью – ради карьеры в будущем, бонусов в виде поездок или тренингов, еще для чего-то. Это нормально, это хорошо. Но лично для меня опыт работы в «Ночлежке» определил волонтерство как бескорыстную помощь. Мне на самом деле сложно судить, я в данном случае как заинтересованное лицо выступаю. Но это очень сильно, на мой взгляд, отличает волонтеров «Ночлежки» от других».
В основном, волонтеры «Ночлежки» работают в «Ночном автобусе», но добровольцы нужны и для социального патронажа бездомных, сопровождения в походах по инстанциям при восстановлении документов. Волонтеры участвуют в организации и проведении общественных акций. Например, весной ребята из «Ночлежки» помогали организаторам благотворительного приема в Комендантском доме Петропавловской крепости (акцию проводили фонд «Милость» и жены дипломатов из Международного женского клуба в пользу бездомных). Недавно на Малой Конюшенной улице «Ночлежка» при у частии волонтеров провела акцию «Дамы в очередь», посвященную проблемам бездомных женщин. На стадии подготовки — проект сопровождения бездомных в театры и музеи города, там тоже потребуется волонтерская помощь.