Агентство социальной информации возобновляет колонку Ольги Варпаховской — координатора клуба общения для малышей и их родителей «Зеленая дверца». Это блог о родительских и детских трудностях с важными советами, которые не всегда могут дать врачи, воспитатели или бабушки.
В непростой период появления в семье ребенка все семьи сталкиваются с одними и теми же проблемами. Все они нуждаются в поддержке и помощи — не только профессиональной медицинской, но и в не меньшей, а может быть и большей степени, психологической.
Эмоциональное состояние ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте, тесно связано с эмоциональным состоянием родителей и семьи в целом, и оно очень важно для его личностного роста и физического развития. Родившийся малыш расправил легкие, заявил о себе криком, старательно прислушался к знакомым с его пребывания в утробе голосам папы и мамы, к успокаивающему ритму маминого сердца, ее запаху — и вот он готов отправиться в далекое плавание по реке жизни, узнавая мир и себя в нем.
Это путешествие внове не только родившемуся человеку, но и «родившимся» вместе с ним в новом качестве его папе и маме. Малыш находит опору в том, что «справа мама, слева папа, а он посередке», но сами родители тоже нуждаются в опоре.
Все было так понятно, когда счастливая ожидающая своего ребенка семейная пара представляла его себе. Но вот он родился, и былая уверенность оказалась поколебленной. Он совсем не похож на того малыша, которого они себе представляли. Ребенок не укладывается в программу, заранее составленную родителями. И вот появляется тревога, рождаются сомнения, смогут ли мама с папой опереться на свои представления, которые имели до его рождения. А малыш тут же реагирует на эту тревогу, она отражается в нем и проявляется, прежде всего, «телесно»: он часто плачет, плохо спит, вяло сосет…
Озабоченные его состоянием родители начинают искать поддержку у детских врачей. И часто слышат, что у маленьких детей случаются подъемы температуры, боли в животике, не связанные с конкретным заболеванием, — обычное дело.
Франсуаза Дольто (1908-1988), французский педиатр, предложившая модель психолого-педагогической поддержки семей с маленькими детьми «Зеленый дом», которая и легла в основу «Зеленой дверцы», посвятила свою жизнь исследованию психосоматических заболеваний детей. Она пришла к выводу, что болезни часто вызываются тем, каким образом родители воспитывают своего ребенка. Именно в младенчестве и раннем детстве, которое проходит преимущественно в семье, особенно тесно переплетены физическое и психическое здоровье, освоение первых социальных навыков, жажда к познанию себя и мира.
До сих пор считается, что младенец зависит главным образом от физических забот о нем — естественно, необходимых. Как утверждает Ф. Дольто, «на самом деле всё наоборот: при всей необходимости в физическом контакте ребенок живет в большей степени благодаря словам и желанию окружающих общаться с ним, нежели физическому контакту, который обретает смысл только при контакте сердечном, выраженном в слове. Всё, чему придавалось первостепенное значение — гигиена, диететика, — имеет значение для организма, но лишь во вторую очередь! В первую очередь, важна готовность взрослого войти в речевой и эмоциональный контакт с ребенком».
Именно Ф. Дольто доказала, насколько человеческое существо с первых дней своей жизни стремится к самоутверждению через речевое общение с окружающим миром. «Совсем маленький ребенок стремится насытиться речью. <…> Он хочет впитать информацию с молоком матери. Ребенок приходит в этот мир анатомически, генетически и социально предрасположенный к тому, чтобы говорить. При помощи зрения, обоняния и осязания он воспринимает окружающий мир. Но только слово, обращенное к нему, является тем средством, которое позволяет ребенку причислить себя к людям».
Слово нужно и тому ребенку, который не владеет словесной звучащей речью. Оно жизненно необходимо, чтобы не случилось разрыва возникающей человеческой вербальной коммуникации. По данным исследований французского ученого, основная причина психосоматических заболеваний детей — нарушение словесного общения с ними. Чувствуя тревогу родителей, малыш пытается изо всех сил, используя все имеющиеся в его распоряжении средства — плач, срыгивание, боли в животике, когда на это нет патологических причин, и пр., — вступить с ними в диалог.
Чрезвычайно важна для ребенка колыбельная песня. Она дарит ему и телесный контакт с матерью, и звук ее сердца, запах — все то, что создает ему чувство безопасности в новом, еще незнакомом мире. Колыбельная песня объединяет язык и тело, открывает путь к познанию мира с помощью родного слова. Также важно поддерживать с колыбели сенсорные игры малыша, развивающие его органы чувств: зрение, слух, осязание, — и сопровождать их словесными комментариями. Брать, бросать, давать, кидать ребенок начинает рано, очень рано ради удовольствия познания мира, освоения его и возможности общаться с другими людьми.
Словесное общение продолжается и после окончания грудного вскармливания, когда ребенок любит уже вступать в разговор. Ему важно, чтобы мама называла вслух все предметы, которые он берет в рот, обозначала их имя, вкус, какие они на ощупь, цвет: это погремушка, она холодная; это твой плюшевый мишка, он мягкий; это твой кулак; это папин палец; это ткань твоей кофточки. Все эти слова, когда ее не будет с ним, станут для него опорой для воспоминания о ней, и он будет стремиться повторить звуки и действия, сопровождавшие ее.
А другие шумы и звуки? Если они пугают малыша, то всякая интеллектуальная работа по изучению звуков родной речи прекращается. Мы часто стараемся уберечь ребенка от неприятного и пугающего, в крайнем случае отвлечь его. Есть другой подход — не уходить от источника страха, а назвать его. Страшный, пугающий, непонятный звук обращается в слово, вышедшее из уст матери, «омаминное» слово. То, что введено в речь, перестает быть непонятным и устрашающим.
Шум пылесоса, жужжание электроприборов, резкий звук открытого на полную мощность крана можно объяснить, то есть присвоить этому шуму название. Если ребенку несколько недель от роду? Да хоть неделя или две, все то же самое. Подержать на руках и дать послушать все эти звуки. Тогда они «омамятся», и ребенок перестанет бояться.
Главное, не забывать, что язык, развиваясь в общении, еще и инструмент познания, средство развития мышления. Обычно мы развиваем интеллект в отрыве от диалога с ребенком, не давая себе труда понять, что он говорит с нами на дословесном языке, который мы не слышим и разрываем ту нить отношений, которую ребенок пытается протянуть к нам.
***
Есть такое место в Москве, куда съезжаются родители с малышами от рождения до трех лет, чтобы не оставаться наедине со своими вопросами и тревогами, которых и у мам, и у пап, и даже бабушек и дедушек, которые только-только встретили своих малышей, оказывается немало. Это место — «Зеленая дверца».
Двери «Зеленой дверцы» открыты для всех категорий семей: полных и неполных, с одним ребенком и многодетных, местных и мигрантов, с приемными детьми и с детьми с особенностями развития.
Именно для того чтобы в каждой конкретной семье сложилась необходимая обстановка для развития, и существует «Зеленая дверца», ее развивающее, познавательное пространство для детей и место общения и обобщения для взрослых — место, где дети и родители могут получить профессиональную помощь. Родители и опекуны здесь открывают для себя важность ранней социализации ребенка не только для того, чтобы он умел общаться, а, что не менее важно, для того чтобы оказать необходимую поддержку малышу в его нелегкой работе освоения речи и мышления, постижения окружающего мира и его социальных законов.
Об авторе: Ольга Варпаховская — возрастной физиолог, социальный педагог, окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Основатель первого в России, в Москве, центра ранней социализации «Зеленая дверца» по комплексной профилактической модели «Зеленого дома» Ф. Дольто, открытого 2 октября 1995 года и реализуемого РОО «Мы и наши дети». Автор ряда печатных работ по адаптации детей и подростков к образовательным учреждениям, ранней социализации, а также по творчеству Ф. Дольто и работе модели «Зеленого дома».