В Москве прошел двухдневный Всероссийский форум «Россия – территория заботы», где в центре внимания оказались нужды и проблемы людей старшего возраста. Во время дискуссии «Практики заботы: идеи и решения» эксперты обсудили российские проекты поддержки людей старшего поколения, новые технологии в сопровождении и реабилитации, а также дома будущего для пожилых людей.
«Лучше, чем дома, не бывает нигде»
Скоро в России появится система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. В этом году началось ее тестирование в шести регионах России. Проект, инициированный некоммерческой организацией — фондом «Старость в радость», получил поддержку государства. В августе 2017 года Президент России поручил фонду выстроить жизнеспособную гибкую модель системы долговременного ухода, которую можно будет применять во всех регионах страны, учитывая экономическую и демографическую ситуацию.
Помогают людям старшего поколения и коммерческие организации. Например, «Senior Group» с 2007 года оказывает услуги по уходу за пожилыми людьми и реабилитации — на дому и в шести собственных гериатрических центрах. Компания помогает 2 тыс. человек, всего же, по словам генерального директора организации Алексея Сиднева, в постоянной посторонней помощи в России нуждаются порядка 3 млн человек, из них около 600 тыс. нужен стационарный уход. Однако, по мнению Сиднева, при правильной организации системы в стационарное учреждение должны попадать только те, кому нельзя обеспечить должный уход дома, потому что «лучше, чем дома, не бывает нигде». Сейчас в государственных учреждениях, по словам директора «Senior Group», помимо людей в тяжелом состоянии находятся и те, кому можно оказывать помощь на дому.
«Примерно трети людей можно организовать помощь дома — так будет дешевле и комфортнее для них самих. Эти люди занимают места в стационаре, которые могли бы достаться тем, кому невозможно оказать помощь на дому», — считает Сиднев.
Кроме того, дома можно применять технологии, которые помогут продлить период самостоятельности и автономности человека. Сейчас, рассказал Алексей, появились недорогие датчики, которые считывают движения пожилого человека и затем отслеживают его поведение. В случае каких-либо нетипичных действий родственники получают тревожный сигнал.
Сиднев продемонстрировал белоснежного тюленя-робота, который «работает» в отделении для людей с когнитивными нарушениями. Тюлень запоминает лица подопечных, привыкает к ним и потом приветствует знакомых радостным писком, то есть ведет себя как настоящий домашний питомец.
«Это великолепное терапевтическое средство, и таких приспособлений очень много: есть датчики падения, есть искусственный интеллект, который может предугадать падение за 30 секунд до происшествия. Да, технологии никогда не заменят любви, но они помогают использовать эту любовь так, чтобы людям в учреждениях было комфортно, безопасно и они чувствовали себя личностями», — уверен Сиднев.
Если же человек все-таки оказывается в стационаре, важно сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким, считает Сиднев. Бороться с одиночеством помогает и дизайн пространства: в гериатрических центрах «Senior Group» делают такие планировки, чтобы пожилой человек, выходя из своей комнаты, оказывался сразу в общественном пространстве рядом с другими людьми. Это помогает не чувствовать себя оторванным от общества. Сотрудников, которые ухаживают за пожилыми людьми, нужно вдумчиво подбирать и специально обучать общению с подопечными.
«Это должны быть люди с нулевым уровнем агрессии, которые будут видеть за болезнью личность. Это — особая порода людей», — уверен Алексей.
Забота как система
Еще одна коммерческая организация, которая помогает пожилым людям как можно дольше оставаться в привычной среде рядом с близкими людьми — служба социальной поддержки «Система Забота» из Санкт-Петербурга. Ее отделения представлены в 143 населенных пунктах России.
Константин Лившиц, генеральный директор компании, рассказал, что в первую очередь сотрудники подключили всех пожилых людей к так называемой «тревожной кнопке», и люди получили круглосуточное сопровождение.
«Мы сопровождаем людей в решении бытовых, медицинских, социальных и психологических проблем. Сейчас эту услугу у нас приобретают пожилые люди, дети для своих родителей и государственные органы социального обеспечения», — рассказал Лившиц.
Следующим этапом стало создание патронажной службы. По мнению Лившица, эта ниша в России пока не заполнена качественными услугами. Занимаясь патронажем, сотрудники компании поняли: самая большая проблема — научить отобранных работников правильно работать с пожилыми людьми в разных состояниях. Компетентность сотрудников важна и при реабилитации пожилых — этим «Система Забота» тоже начала заниматься.
«Есть большая группа людей, которые имеют реабилитационный потенциал, но не реабилитируются дома. Пожилой человек выписывается из стационара, и дома им никто не занимается», — поделился Лившиц.
Изучив зарубежный опыт, специалисты разработали такую концепцию: нужно разместить узловые реабилитационные центры в городах и малых населенных пунктах, в бригаде должно быть шесть специалистов по реабилитации, а центры для групповых занятий следует располагать неподалеку от места проживания клиентов.
«В итоге у нас получилась полноценная экосистема: сопровождение, патронаж и реабилитация, которая помогает сохранить пожилого человека в добром здравии. Но высокоэффективный сервис может быть налажен только во взаимодействии органов власти, НКО и бизнеса — это необходимо, ведь мы делаем одно дело», — уверен Лившиц.
Дело будущего
Люди старшего поколения, которые в состоянии обслуживать себя самостоятельно, зачастую стремятся жить отдельно от детей и внуков. Девелоперские компании делают ставку на покупателей старшего возраста или, как называют таких людей, «новых старших», и проектируют жилые дома с учетом их потребностей.
«Формально в эту категорию населения попадают люди 55-70 лет, но возраст не играет здесь особого значения: речь идет об активных городских жителях с новыми потребностями», — рассказала архитектор и преподаватель МАРХИ Мария Троян.
По ее словам, недавно ведущие российские риэлторские агентства провели ряд исследований, которые помогли понять, чего ждут «новые старшие» от жилья.
«Существуют пока редкие у нас форматы, например, «сити-хаус» – жилье на первом этаже с террасой. Как известно, первые этажи продаются плохо, но такие квартиры часто предпочитают люди старшего поколения», — поделилась Мария.
По данным Троян, сейчас около трети всех покупателей недвижимости — это люди старшего поколения. Мария отметила, что они выбирают небольшие квартиры, зачастую студии, с балконом или террасой. Ради того, чтобы разъехаться с детьми, люди готовы менять большие трехкомнатные квартиры на жилье поменьше. При этом приветствуется минимальная удаленность от детей и доступ к городской инфраструктуре. Кроме того, «новым старшим» важны многофункциональность окружающей среды и добрососедство.
«Тенденция налицо. Люди меняют свое жилье с целью повышения качества жилой среды. Выбирают в основном новостройки — там есть новая инфраструктура, просторные подъезды и лифты, входные группы без лестниц. При этом в новых домах большая планировочная вариативность», — рассказала Троян.
В России подобные проекты жилья существуют пока только на бумаге, но в Европе, по словам Троян, они успешно реализуются уже не один десяток лет. Если исследования риэлторских агентств окажутся верными, то через десяток лет в России должны появиться жилые кварталы с доступной средой, развитой инфраструктурой и хорошей транспортной доступностью, где главными покупателями недвижимости станут активные пожилые люди.
Форум прошел по инициативе Российской ассоциации геронтологов и гериатров, Российского медицинского университета им. Н. Пирогова, Минздрава России, Российского геронтологического научно-клинического центра и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.