«Справедливая помощь» по-новому
После гибели Елизаветы Глинки в авиакатастрофе в конце 2016 года организация, которой она руководила, изменила название и правовой статус, став Международной благотворительной общественной организацией «Справедливая помощь Доктора Лизы». Несмотря на новое название, она продолжает делать все то же, что и раньше: помогать бездомным людям и тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, а также детям, пострадавшим в результате военных действий и катастроф.
«Мы не потеряли ни одного направления, которыми занималась Елизавета Глинка, напротив, организация только расширяет свою деятельность, — говорит президент «Справедливой помощи Доктора Лизы» Татьяна Константинова. — Теперь мы не только кормим и одеваем бездомных и оказываем им доврачебную медицинскую помощь, но и оказываем психологическую поддержку. Мы запустили «Интеллектуальные игры», в которых участвуют бездомные люди. Это проект социализации бездомных, расширение нашей работы».
Дополнительная нагрузка «Справедливой помощи Доктора Лизы» — сбор средств на лечение детей, которые не могут получить необходимую помощь на территории юго-востока Украины. Объем запросов в организацию растет с каждым месяцем, подчеркивает Константинова.
Кроме того, «Справедливая помощь Доктора Лизы» начала активную работу с органами власти, инициируя проведение круглых столов и поднимая актуальные вопросы о помощи нуждающимся. Сейчас организации необходимо не упустить и не потерять все то важное, что сделала Глинка, чем, по словам директора, команда и занимаемся.
«Мы только начали работать, организацию довольно долго лихорадило. Новая команда — чуть больше полугода. Мы прекрасно понимаем, что человек такого масштаба личности, как Лиза, рождается раз в тысячу лет, и сейчас мы работаем, конечно, совсем в других условиях. Поэтому мы стараемся наладить отношения с органами власти, донести до них проблематику, которой занимаемся, и предложить те схемы и модели проектов, которые уже реализуем и которые у нас отработаны. Мы понимаем, что сколько стоит, какими руками это можно делать, и готовы предложить это государству», — говорит Константинова.
Серьезной сложностью для «Справедливой помощи Доктора Лизы» стало то, что имя организации в какой-то момент стало связываться не с ее работой, не с помощью нуждающимся, а со скандалами, говорит Константинова. В августе 2018 года было возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями в организации, после чего был сформирован новый состав правления и избран новый президент, должность которого и заняла Татьяна Константинова: «К сожалению, это произошло, и нам с этим нужно работать. Довольно приличное количество людей, которые поддерживали организацию как финансово, так и делами, отошли в сторону, потому что не хотели больше помогать. Я их не виню, наоборот, я их понимаю».
«Сейчас нам, конечно, нужно какое-то время на то, чтобы восстановить доброе имя организации. Чтобы это имя связывалось именно с правильными, хорошими делами. Мы выводим ситуацию из кризиса, нам приходится прилагать в несколько раз больше усилий, чтобы объяснить людям, что мы – про дело, а не про скандалы. Привлечь новых жертвователей и сторонников и завоевать доверие старых. Это долгая и кропотливая работа, которая не скоро даст результаты», — говорит Татьяна Константинова.
Кроме организации — преемницы, дело Доктора Лизы продолжают две новые, созданные ее соратниками. Центр «Дом друзей» был зарегистрирован в мае 2017 года (о нем АСИ делало подробный материал ранее. — Прим. ред.) . А в феврале 2018 года было объявлено о появлении Благотворительного фонда имени Елизаветы Глинки «Доктор Лиза».
«Сегодня мы все работаем в одном поле и поддерживаем друг друга, когда для этого есть необходимость и ресурсы. У меня репутация такого миротворца, и я ни с кем не ссорюсь, стараюсь со всеми дружить и сотрудничать, предлагать какие-то совместные проекты. Если люди открыли новые организации и работают – это хорошо, потому что запросов на оказание благотворительной помощи гораздо больше, чем фонды могут осилить. Чем больше нас будет, тем лучше. Если мы будем придерживаться экологичных отношений, работать вместе и рассматривать друг друга как союзников, а не как соперников, все будет прекрасно», — подчеркивает Константинова.
Фонд имени Доктора Лизы: ручная работа без регламентов
О создании Благотворительного фонда имени Елизаветы Глинки «Доктор Лиза» стало известно 20 февраля 2018 года – в день рождения Елизаветы Глинки. Доктору Лизе исполнилось бы 56 лет. Экс-сотрудники и действующие попечители «Справедливой помощи», создавшие фонд, сразу объявили, что он будет небольшим и в то же время мобильным, оперативно реагирующим на призывы о помощи. Президентом нового фонда стал Александр Парфенов, врач, который был президентом фонда «Справедливая помощь» с момента основания организации в 2007 году и вплоть до гибели Елизаветы Глинки. Ее супруг Глеб Глинка возглавил совет фонда. При этом оба они остались членами правления «Справедливой помощи Доктора Лизы».
«В старой «Справедливой помощи» никогда не было программ и проектов, помощь там мог получить любой, кому не мог помочь никто другой, — говорит бывшая помощница Елизаветы Глинки, директор фонда «Доктор Лиза» Наталья Авилова. — «Организация принимала по сотне звонков в день, часть запросов Елизавета Петровна направляла в Минздрав, надавливала на чиновников, выбивала из них какие-то квоты, часть проблем решалась в больницах. Оставалось какое-то количество просьб, которые некому было отдать, и вот этим людям помогала Лиза и ее небольшая команда: без программ, проектов, описаний, регламентов. Этим мы ничем не отличаемся от той работы, которую делала Доктор Лиза. С одним только «но»: по сравнению со старой «Справедливой помощью» мы, условно, находимся где-то в 2007-2008 году, повторяем все с самого начала. И мы очень рады, что у нас получается повторять этот путь».
Фонд существует исключительно на частные пожертвования, не пользуясь государственными деньгами, – это принципиальная позиция, позволяющая организации сохранять полную независимость. «Доктор Лиза» помогает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, паллиативным больным, а также детям и семьям с детьми, которые пострадали в результате военных действий, катастроф, пожаров, наводнений. Есть и новое направление работы, предложенное Натальей Авиловой, – помощь жертвам насилия, матерям и беременным женщинам, пострадавшим от жестокого обращения.
«Мы адресно помогаем тем, кому некому помочь. Там, где это необходимо, — говорит Авилова. — В России довольно большое количество фондов, наших коллег–профессионалов, которые оказывают финансовую помощь, оплачивают лечение или дорогостоящие лекарства. Но есть огромное количество нуждающихся, с которыми работать нужно в другом режиме. Есть промышленные компании, а есть ручная работа. Самый яркий пример – мальчик Ваня Крапивин, который защищал маму от бандита, получил три удара гантелей по голове, и у него было вегетативное состояние. Фонды собирали деньги на его лечение, были программы у Малахова. Но деньги для мальчика – это было не главное, потому что его лечили в России за счет средств бюджета. А кто придет к нему, помоет голову, подстрижет ногти, проверит опрелости, удостоверится, что врачи делают всё правильно, что у него есть памперсы нужного размера и марки? Я знаю единицы наших коллег, которые делают такую работу».
«В таком фонде, как «Доктор Лиза», могут работать люди только по призванию. Люди, которые безумно любят свою рутинную, санитарскую работу. Фонд не проводит «героических» акций, а ведет маленькую, тихую работу, которую невозможно делать, если ты ее не любишь», — подчеркивает Авилова.
Учитывая широкий фронт работ, выполняемых фондом, и сознательный отказ организации от грантового финансирования, у стороннего наблюдателя встает резонный вопрос об устойчивости фонда. По словам Авиловой, организация старается не прыгать выше головы и делать ровно столько, насколько хватает ее ресурсов и рабочих рук:
«Мы отталкиваемся от больного, от нуждающегося и от подопечного. Если завтра случится пожар или наводнение, то мы туда поедем и будем помогать, насколько хватит сил. Если начнется какой-то новый военный конфликт на новой территории даже за рубежом, и у нас будет запрос на то, что нужна наша помощь и мы можем быть полезны, то поедем и туда. Проблемы будем решать по мере поступления. Мы не планируем открытие новых программ ради программ».
Если у фонда будет необходимость во взаимодействии с другими продолжателями дела Доктора Лизы, он готов к сотрудничеству, подчеркивает Авилова. В текущей деятельности основные партнеры — фонды «Вера», «Подари жизнь», «Свет», «Жизнь как чудо», Русская гуманитарная миссия и неформальное сообщество «Доктор Лиза, мы помним».
«Фонд не просто продолжает дело Доктора Лизы, в его работе живет ее дух и это ощущается очень сильно. Главная разница между нами и другими – это непосредственное добро, без посредников, как делала Елизавета. Сама лично обмывала, простите, алкаша. Или зашивала ему ножевые раны. В этом отличие от того, что делают многие другие организации, используя большие деньги ради блага своих подопечных. Мы обозначаем это так: с одной стороны – благотворительность, с другой – милосердие», — говорит глава совета фонда Глеб Глинка.
Основатель организации «Справедливая помощь», правозащитница и филантроп Елизавета Глинка погибла 25 декабря 2016 года в результате крушения самолета Министерства обороны РФ Ту-154, направлявшегося в Сирию с гуманитарным грузом.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.