Пять лет назад Диана Колесникова создала экспериментальную площадку для старшеклассников «Образ жизни», чтобы помочь школьникам научиться с большей осознанностью, самостоятельностью, но в то же время и с легкостью относиться к выбору профессии и собственной жизни.
За эти годы проект проводил разнообразные профориентационные лагеря для учеников общеобразовательных школ и воспитанников интернатов и детских домов. Сейчас «Образ жизни» помогает школам организовывать встречи с разными, даже самыми необычными профессионалами: генетиком, геймдизайнером, дельфинотерапевтом.
Трудный выбор
В старших классах школьники полностью поглощены подготовкой к экзаменам. Куда поступить и какие ЕГЭ сдавать, они выбирают в стрессе. У них часто нет времени задуматься о том, чем они действительно хотят заниматься.
Есть разные инструменты по профориентации, но большинство из них доступны только в Москве. Для младшеклассников работают, например, проект Политехнического музея «Университет детей» и «Кидзания». Старшеклассники могут делать различные профориентационные тесты и посещать выездные лагеря.
Есть программы, посвященные одной специальности, и такие, куда приезжают разные профессионалы и проводят с детьми всю смену. У нас, например, была недельная программа, помогающая расширить представления о том, какой может быть жизнь после школы — «Образ жизни: город». Старшеклассники нон-стоп общались с разными специалистами, ходили на экскурсии в компании.
Главное — гибкость и вдохновение
Проект «Своя история» — это встречи старшеклассников с интересными профессионалами, которые рассказывают о своей работе и жизни. У нас есть два формата: онлайн и офлайн. В Москве встречи проходят прямо в школах, в классах. Они длятся всего один урок, то есть 40-45 минут. На встрече — до 15 школьников 9-11 классов, гость и учитель. В течение двух-трех минут спикер рассказывает о себе, а затем отвечает на вопросы. Встречи в других городах чаще всего проходят по скайпу.
Зачем это нужно? Мы хотим расширить представление школьников и учителей о том, какие бывают профессии и как по-разному можно жить, преодолевать трудности и находить свое дело. Чем больше разных образов жизни и карьерных путей видят старшеклассники, тем гибче они относятся к выбору своей ближайшей цели — дополнительного курса, летней подработки или университета. Школьникам стоит понять, что наша жизнь состоит из выборов, и не так страшно, если выбор неправильный, это только лишь опыт, который всегда полезный.
Учим учителей
Перед встречей со спикерами мы проводим однодневное обучение для школьных учителей. Рассказываем им о наших принципах. Учителя в силу своей профессии привыкли оценивать учеников и им сложно не делать этого во время встречи с профессионалом. Они обращают внимание на то, “приличные” ли, с их точки зрения, школьники задают вопросы. Мы же считаем, что спрашивать можно о чем угодно. Если детям интересно, в какие спикер играет компьютерные игры, — пусть знают.
Важный момент для учителей на уровне ценностей и подходов – перейти от позиции, когда мы говорим только про карьеру и остальные темы под запретом, к более неформальному общению про образ жизни. Во-первых, работа очень сильно влияет на то, как мы строим свою жизнь, какой у нас режим дня, например. И во-вторых, работа — далеко не единственная часть жизнь. Школьники должны понимать, что образ жизни может быть разным и можно выбирать то, что подходит именно тебе.
Еще мы объясняем учителям, как взаимодействовать со спикерами и модерировать встречу. Учим навыкам делового этикета: как связаться с экспертом, договориться о времени, как прислать обратную связь. Модерировать встречу нужно так, чтобы говорил не один спикер, а ребята задавали вопросы, была оживленная беседа, и всем было комфортно. Учитель в это время должен соблюдать грань: не мешать, но в то же время быть включенным.
Хорошо, когда школа стремится регулярно приглашать разных экспертов, встраивая встречи в учебную программу. B идеале, когда учитель-предметник раз-два в месяц делает их частью своего урока. Это самый комфортный режим: встречи не превращаются для школьников в рутину, но в то же время их достаточно много, чтобы познакомиться с разными профессионалами, соотнести их разные образы жизни.
Эксперты бывают разные
У нас были спикеры, которые оказывались в разных жизненных ситуациях. Писательница на инвалидной коляске, несколько выпускников детского дома, мужчина, который в какой-то момент своей жизни отказался от карьеры в корпорации и уехал на Бали. Мы хотим познакомить ребят с самыми разными людьми. Например, мы могли бы сделать встречу с маркетологом из стриптиз-клуба, если учителя будут к этому готовы.
Подростков в принципе сложно заинтересовать. Как они отреагируют на встречу очень сильно зависит от того, какую атмосферу учитель создает, и какой спикер придет. Интересны яркие профессионалы, которые готовы рассказывать не только про то, как учились в школе, выбирали вуз и место работы, но и говорить на более сложные темы. Школьникам нравится общаться со взрослым на равных.
Мы подбираем спикеров, которые довольны своей жизнью. Это не значит, что у них все идеально, это значит, что в целом они проактивно смотрят на свою жизнь и когда их что-то не устраивает, готовы над этим работать. Для нас важно, чтобы человек был готов честно отвечать на вопросы. И еще один важный критерий – чтобы у него отсутствовали дополнительные скрытые интересы. Например, желание продать школьникам какие-то свои товары или услуги. С таким человеком мы не будем работать.
Мы надеемся, что благодаря встречам с разными интересными людьми школьники будут меньше переживать о выборе профессии прямо сейчас, увидят новые возможности и вдохновятся на действие. Сегодня профессионалу в любой сфере нужно быть гибким, быстро работать и уметь принимать неординарные решения. Кроме того, больше не зазорно в любом возрасте менять профессию, как это было раньше. И сегодняшний выбор, конечно, имеет значение, но не определяет всю твою жизнь.
Проект «Своя история: инфраструктурные решения для профориентации и самоопределения» получил грант Президента РФ по направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.