Фокус на частных пожертвованиях
Когда складывается нестабильная обстановка, разумеется, мы начинаем опасаться, что большинству людей будет не до проблем больных детей и сборы упадут. Благотворительный фонд «Настенька» за 20 лет своей деятельности пережил немало сложных ситуаций в стране — кризис 2008-2009 годов, кризис в 2014-м. Мы смогли остаться на плаву именно за счет того, что мы — фандрайзинговый фонд и у нас нет одного большого спонсора, который бы поддерживал целиком нашу деятельность.
Мы умеем привлекать средства из разных источников — это ключ к нашей жизнеспособности.
Уже не раз случалось, что в кризис несколько крупных корпоративных доноров переставали нам помогать, однако мы делали ставки на частных жертвователей или других корпоративных доноров. Сборы, конечно, падали, но не «смертельно».
В начале пандемии мы тоже были сильно встревожены — фонд впервые в жизни ушел на удаленную работу, а у нас были подписаны гарантийные письма на 9 млн рублей, запланированы акции на площадках города. За первый месяц пандемии поступление пожертвований от корпоративных спонсоров упало на 40%, частных – почти на 20%.
По удачному стечению обстоятельств нам удалось получить грант на развитие онлайн-направления. Мы быстро приняли на работу новых сотрудников, которые взялись за модификацию сайта и перевод деятельности в онлайн. Так, мы вскоре провели две крупные благотворительные акции уже в онлайн-формате — «Если бы не мама» и «Дарю надежду». В итоге жертвователей стало больше, мы смогли оплатить задолженности, приобрести оборудование для нескольких больниц. Мы тогда очень много работали — рабочий созвон в десять часов вечера был нормальным явлением, но только так нам удалось выстоять.
Прямо сейчас мы еще до конца не понимаем, кто из наших корпоративных партнеров останется на рынке и продолжит с нами сотрудничать.
Но уже заранее начали реализовывать антикризисный план, чтобы увеличить количество частных жертвователей: делаем упор на электронные и смс-рассылки, готовим сразу несколько акций, которые должны привлечь новых сторонников фонда, снимаем ролик о нашей работе. Приходится работать более активно, потому что дети не перестают болеть.
Совместные мероприятия с другими организациями мы не проводим, но работаем плечом к плечу с фондами той же направленности — это «Подари жизнь», «Жизнь», «Предание». Регулярно созваниваемся и если выходит так, что один фонд не справляется с оплатой лечения, оплачиваем совместно. Мы, конечно же, партнеры, а не конкуренты.
Партнерство и искренние акции
В трудные моменты стараемся привлечь еще больше внимания к проблемам детей — проводим акции, обращается к подписчикам и объясняем, как нелегко приходится семьям, где растут больные дети. Как правило, в таких семьях работает только один родитель, и если он теряет работу, то в семье наступает по-настоящему безвыходная ситуация.
Одним из самых успешных таких мероприятий оказалась масштабная акция в период пандемии «Если бы не мама». Мы рассказывали о том, что происходит в жизни мамы, когда у нее заболевает ребенок, с какими трудностями сталкивается семья. В акции приняли участие много звезд — Сосо Павлиашвили, Алексей Левкин, Алексей Кортнев. Все поделились, какую роль в их жизни сыграли их мамы. Мамы наших подопечных также записали много интервью, в итоге получилась очень искренняя акция, и благодаря ей у нас появилось много новых сторонников.
Буквально накануне блокировки соцсетей мы успели обратиться к нескольким блогерам, чтобы они рассказали о нас своим подписчикам. Это оказалось успешно, и за один день мы собрали полмиллиона рублей. Соцсети были важным инструментом нашей работы — придется работать с теми, которые остались доступны — Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники».
Что делать первым делом
Первым делом обратиться к частным донорам, объяснить им важность именно их помощи в текущей ситуации. Компаниям нужно дать время спокойно определиться, смогут ли они продолжать помогать.
Самое главное, что нас поддерживает и мотивирует — мы много раз видели, как люди в ситуации кризиса, даже теряя последние деньги и работу, все равно продолжают думать о больных детях, принимать на себя ответственность и не оставаться в стороне.
Человеческая доброта и неравнодушие не растворяются в воздухе, люди считают своим долгом в тяжелое для них самих время продолжать помогать.
Благотворительный фонд «Настенька», созданный в 2002 году, — одна из старейших в России некоммерческих организаций, помогающих детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями. Сотрудники фонда знают всех подопечных, их родителей и врачей, всегда рядом с семьями, поддерживая каждый день. Ежегодно фонд помогает сотням детей, каждому из которых необходима срочная помощь.
Записала Анна Ермягина
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.