20 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении изменения в закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Ранее против поправок выступили 74 НКО и более 40 тысяч человек, подписавших петицию. Помимо упразднения независимой службы, в которую можно было обращаться с жалобами, в поправках уточняются права пациентов психиатрических клиник и случаи, когда их можно ограничивать.
Согласно документу, люди, проходящие лечение в психиатрических клиниках, имеют право:
- без цензуры подавать жалобы, обращения и заявления и получать на них ответы по почте;
- конфиденциально общаться с родственниками, законными представителями, адвокатом, священником, сотрудником НКО;
- лично встречаться с вышеперечисленными.
В интересах здоровья и безопасности окружающих или самого пациента некоторые права смогут временно ограничить. Например:
- без цензуры вести переписку;
- отправлять и получать почту или денежные переводы;
- принимать посетителей;
- держать при себе предметы первой необходимости, телефон, собственную одежду, а также пользоваться ими;
- пользоваться средствами связи клиники, например, общим телефоном.
Решение об ограничении в тех или иных правах будет принимать заведующий отделением или главный врач после рекомендаций от лечащего врача. В их решениях должны быть прописаны конкретные обстоятельства, которые привели к ограничениям.
Риски вводимых ограничений
На протяжении долгих лет психические заболевания соприкасались с переживаниями человека и его близких. Заболевание было принято скрывать, страх заболеть или заразиться был очень велик, рассказывает АСИ Юлия Строгова, психиатр-консультант центра «Как ты». Из-за этого обращение к специалисту откладывалось.
Если теперь вокруг возникнет понимание, что вслед за обращением к психиатру могут возникнуть сложности и ограничение, люди снова буду скрывать свое состояние. В идеальной картине человек замечает, что чувствует себя плохо, испытывает усталость и раздражительность, и пытается отдохнуть. Если отдых не помогает, он идет к психологу. Если и этого не достаточно, обращается к психиатру за медикаментозной поддержкой.
«Если человек будет бояться обращаться за помощью, он станет терпеть и тем самым утяжелять свое состояние и провоцировать разные состояния у окружающих», — объясняет Строгова.
Психиатрические службы, по ее словам, стараются объяснять, что обращаться к психологам и психиатрам можно и безопасно: многим нужна такая помощь и для нее не нужно быть исключенным из общества.
«Помощь должна быть понятной. В ней не должно возникать страха «я обращусь, а меня закроют». Конечно, бывают ситуации, когда стационар нужен, и люди должны понимать, что там безопасно и все права его будут соблюдаться», — говорит Строгова.
Человек в клинике должен иметь возможность быть на связи, свободно говорить и общаться с родственниками, обращаться к юристу или писать в органы защиты. И если человек не признан недееспособным, его нельзя ограничивать ни в каких правах, в том числе в праве на безопасность и обращение за помощью, заключает Юлия Строгова.