Безработица на минимуме, кадров не хватает
Нынешнюю ситуацию на рынке труда в России можно назвать «спокойной: зафиксирован самый низкий уровень безработицы в нашей стране», – заявила заместитель председателя Общественного совета при Минтруде России Лилия Овчарова на сессии«Инвестиции в людей: достойное образование и труд», которая прошла 1 августа на форуме «Сообщество» в Якутске, организованного Общественной палатой РФ.
Действительно, весной 2023 года уровень безработицы в России составил всего 3,2%. Для сравнения, в начале 2022-го он был 4,4%. При этом есть другая проблема – нехватка кадров. Правительство оценивает потребность в работниках как минимум в 1 млн в ближайшие пять лет. Это связано в том числе с «тяжелой демографической ситуацией», говорит Овчарова. По ее словам, на рынке труда происходят «серьезные структурные изменения», и поэтому «для отраслевых министерств и ведомств подготовка кадров должна стать ключевым вопросом».
В Якутии ситуация на рынке труда, как и везде в стране, «стабильная», соглашается и.о. заместителя председателя Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения Георгий Борисов.
«С начала года численность занятых увеличилась в регионе на 19 000 человек, а уровень безработицы снизился до 5,6%», – сообщил он.
При этом трудовые ресурсы распределены в регионе неравномерно, говорит чиновник. Например, в арктической зоне вакансий больше, чем соискателей: люди уезжают из поселков с суровым климатом в крупные города, из-за этого в селах не хватает квалифицированных специалистов. Общий дефицит кадров в Якутии, уточняет Борисов, – 87 000 человек, и это только на позициях, где нужны люди с высшим и средним профессиональным образованием. Особенно остро не хватает специалистов в сфере строительства, образования, добычи полезных ископаемых, здравоохранения и связи.
При этом в регионе, по его словам, много безработной молодежи до 24 лет и выпускников вузов, которые идут работать не по специальности.
Чтобы выпускники шли работать по специальности, можно ввести обязательное распределение молодых специалистов, которые учились на бюджете, говорит Борисов. В апреле 2023 года в Госдуму уже внесли проект, который обяжет студентов-бюджетников в случае отказа от «отработки» возмещать расходы государства на обучение. Исключение предлагают сделать для людей с инвалидностью первой и второй группы, тех, у кого есть родственник с инвалидностью, беременных женщин и родители детей до трех лет – они смогут работать рядом с домом.
Еще выпускникам можно давать налоговые льготы: по словам Борисова, молодых специалистов нужно освобождать от НДФЛ на первые три года работы и давать дополнительные баллы к пенсии.
Чтобы вдохновить детей выбирать рабочие специальности, в Якутске запустили проект «Родительское собрание»: рекомендации по профориентации старшеклассников получили почти 3 тысячи человек за последние полгода.
Выстраивать систему профориентации, говорит Борисов, следует через родителей: часто они принимают решения за детей. Профориентация, добавляет Овчарова, поможет преодолеть «сложившийся дисбаланс» и нехватку кадров.
Профориентация и ее единая модель
Родители не должны решать, куда поступать абитуриенту, хотя до сих пор остаются «главными профориентаторами», говорит председатель Общественного совета Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения Владислав Хабаров.
«Надо развивать в детях навык делать самостоятельный выбор, ведь если мы до 15 лет выбираем за ребенка секции и кружки, нельзя требовать от него выбрать вуз», – говорит общественник.
Помочь может развитое сообщество профориентаторов, его как раз создает Общественный совет. Сейчас в нем около 200 инициативных человек, которые готовы помогать детям и родителям. В июле 2023 года в Якутске проходила ночь профориентации, где получить консультацию мог любой желающий.
Профориентацию, уверен Хабаров, надо проводить «быстро, резко, интересно»: современные подростки обладают клиповым мышлением, и формат 40-минутного урока дается им сложно.
Профориентационный минимум – единую модель профориентации, которую Минпросвещения рекомендовало запустить в школах с 1 сентября 2023 года, – Хабаров одобряет.
«Благодаря единой модели профориентации, где будут 17 универсальных уроков по всей стране, становится понятно, какие инструменты развивать в регионах. В Якутии есть дистанция между разными муниципалитетами, а технологичные решения помогут объединиться. Все процессы в образовании так или иначе будут синхронизироваться с технологиями», – соглашается Иннокентий Бадмаев, замдиректора по региональному развитию компании «Профилиум», которая разрабатывает ИТ-решения в области профориентации подростков.
Бадмаев призвал не забывать и о развитии инклюзивного направления. По его словам, «это большой пласт наших соотечественников», и надо вовлекать их в профориентацию, чтобы люди могли «жить качественно и реализовываться благодаря профессии». А сменить карьерный трек можно в любом возрасте, уверен специалист.
Практика как старт карьеры
Еще одна важная проблема – в вузах студенты часто осваивают голую теорию без практики. Здесь поможет «практикоориентированное обучение», объясняет ректор Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев.
«Раньше были жалобы от работодателей, что специалистов после университета надо переучивать. Но сейчас у нашего вуза заключено больше 600 договоров с работодателями, у которых наши студенты проходят практику включаются в работу», – говорит ректор.
Чтобы выпускники обладали практическими навыками, вуз в 2021 году заключил соглашение с компанией «Якутскэнерго», которая открыла в районах республики специализированные центры, где по десяткам дисциплин обучаются студенты СВФУ – будущие энергетики. Там человек практикуется на конкретных сетях и системах, и в будущем сможет уверенно работать в этой местности. В 2022 году программы центра прошли 162 студента.
В центрах «Якутскэнерго» есть программы и для сотрудников, каждый год тут обучают 2 500 человек. «Все программы мы делаем очень четкими – готовим людей для конкретных задач, так обучение будет эффективнее», – говорит заместитель директора по учебно-методической работе учебного центра «Якутскэнерго» Наталья Максимова.
«Уникальная компетенция таких центров в том, что они умеют быстро переподготовить людей для нужд экономики», – отмечает Лилия Овчарова.