Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

Фильтр реальной жизни

Фестивали, престижные награды, широкий прокат – в последние годы все больше внимания приковано к российскому документальному кино. АСИ решило разобраться, какими бывают неигровые картины и зачем их смотреть обычному зрителю?

Фото: Vitalii Khodzinskyi / Unsplash

С чего все начиналось?

Меньше 50 секунд – столько длится один из первых документальных фильмов в мире. Картина «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» была снята братьями Люмьер в 1895 году. По сюжету поезд прибывает на станцию, люди расходятся по платформе и занимают свои места.

Вскоре кинематографические аппараты появляются и в Российской империи. Благодаря этому в 1896 году удалось снять на видео коронацию императора Николая II в Москве.

Развитие советского документального кино связано с именем Дзиги Вертова: в 1918 он монтирует фильм «Годовщина революции» из хроникальных материалов, а в 1929 выпускает экспериментальный неигровой фильм «Человек с киноаппаратом». Картина до сих пор считается одним из лучших документальных фильмов в мире.

Документальное кино сейчас: каким оно бывает?

За почти 130-летнюю историю развития документального кино появилось много форматов неигровых картин. Жанры документального кино продолжают развиваться: они переплетаются между собой, появляются гибридные формы, поэтому одной строгой классификации нет.

Из самых известных жанров можно выделить следующие:

  • Кинохроника. Такие картины содержат реальные кадры из прошлого, которые помогают увидеть зрителю мир таким, как видели его раньше. Например, в 2021 году режиссер Сергей Лозица представил двухчасовой фильм «Бабий Яр. Контекст». Картина состоит из хроникальных кадров времен Великой Отечественной войны. Еще один пример – картина Марины Разбежкиной «Оптическая ось», в котором сопоставляются современные кадры и фотографии, снятые на рубеже XIX и XX веков.
  • Портрет. Такие фильмы посвящены конкретным людям или событиям, связанными с этой личностью. Герой может сниматься в фильме сам (например, как в картине «Лида», посвященной Лиде Мониаве, директору фонда «Дом с маяком») или о нем могут рассказывать другие (в фильме «Алексей Балабанов. Найти своих и успокоиться» снялись близкие и коллеги режиссера, которые рассказывают о его работе и жизни).
  • Видовой фильм. Это картина, в которой показаны пейзажи, географические и этнографические характеристики определенного места, рассказы о местных народах и т.д. В 2022 году вышел фильм «Голоса Арктики» – кинопутешествие за полярный круг, во время которого зритель узнает о жизни в арктической пустыне.

Форматы документального кино тоже бывают разные. Это могут быть полнометражные и короткометражные фильмы, сериалы, киноинтервью. В 2015 году российская компания «Тайм Код Продакшн» даже сняла документальное реалити про усыновление.

При этом документальное кино может содержать в себе элементы игрового, публицистического, научно-популярного и т.д. Творческая практика регулярно меняется, выделить строгие рамки нереально: каждый автор может экспериментировать и открывать новые форматы.

Грань между документальным кино и журналистикой тоже становится все тоньше: например, одни считают ролики Юрия Дудя (внесен в реестр иноагентов) «ВИЧ в России» и «Беслан. Помни» документальными картинами, другие – журналистской работой.

Зачем люди снимают документальное кино?

Одна из компаний, которая снимает документальное кино в России, – «Тайм Код Продакшн». С 2015 года команда производит документальное кино, реалити, телевизионные программы и другой медиаконтент.

Генеральный продюсер компании – Ольга Тимофеева-Глазунова. До этого она работала в журналистике: была редактором отдела спецрепортажей журнала «Русский репортер».

«В какой-то момент мне стало казаться, что наша работа очень похожа на документальное кино, только в текстовом формате. Конечно, в реальности все оказалось немного по-другому: нужно делать намного больше шагов, чем когда ты пишешь текст. Но я все равно решила продолжать: мне хотелось снимать фильмы о людях», – рассказывает Ольга Тимофеева-Глазунова.

Как отмечает генпродюсер компании, стереотипа «Документальное кино – это скучно», у нее никогда не было. Хотя очень важно, чтобы автору фильма было интересно снимать – иначе заинтересовать других точно не получится.

Фото: Ben Collins / Unsplash

Кроме того, у любого фильма – игрового и неигрового – есть свой зритель. Главное – найти его.

Как найти свое документальное кино?

Для начала – понять, что интересно. Сейчас выходит много документальных фильмов на разные темы: исторические, научно-популярные, биографические, фильмы-расследования и т.д. Есть даже неигровые картины, в которых показано столкновение разных взглядов или культур.

«Документальное кино позволяет узнать что-то новое, возможно то, что в обычной жизни мы не увидим. А еще оно позволяет прожить тысячи жизней вместо одной. Это магия документального кино: ты передаешь атмосферу места и событий, и у человека может создаться ощущение, что он был там сам и видел это своими глазами», – уверена Ольга Тимофеева-Глазунова.

В онлайн-кинотеатрах есть разделы с документальным кино: для начала можно изучить их. А также посмотреть, какие картины получают награды на профильных кинофестивалях. Среди них – Московский международный кинофестиваль, фестиваль «Россия», «Артдокфест» и др.

Чего ожидать от документального кино?

Документальное кино – это кино о жизни. Но ожидать от него полной непредвзятости не стоит: как и в любом произведении, позиция автора играет важную роль.

«Мне кажется, в документальном кино все равно есть некий фильтр или призма – это тот человек, который снимает фильм. Потому что, выбирая тему и героев, мы уже передаем свой взгляд и то, что сами увидели», – объясняет генеральный продюсер «Тайм Код Продакшн».

Фото: Jordan Whitt / Unsplash

С другой стороны, фильтров действительно меньше, чем в игровом кино: зритель может увидеть жизнь приближенно к тому, как она есть. И иногда стоит быть готовым к тому, что увиденное может шокировать или не понравиться. Документалистика – это не только про эстетичную картинку.

Зачем смотреть документальное кино?

Кроме того, что это интересно и познавательно, у неигрового кино есть еще одна функция – оно помогает разрушать стереотипы в глазах аудитории.

В 2017 году на экраны вышел документальный сериал о помощи кризисным семьям «Адаптация». Героями картины стали сотрудники Московского ресурсного центра семейного устройства. В сериале поднимаются темы сиротства и работы с семьями в сложной жизненной ситуации.

«В этом цикле была история про девочку, которая жила с мамой, у которой были проблемы с алкоголем. Девочка-подросток не ходила в школу, и в один день к ним приехала опека и полиция. Девочка испугалась и написала в соцсетях, что решила покончить с собой. Она действительно это сделала, но ей повезло: она не умерла, просто попала в больницу.

И уже потом, попав в ресурсный центр семейного устройства, семья получила помощь специалистов и надежду, что они смогут жить вместе. Центр выступил в суде на стороне семьи. Процесс длился около девяти месяцев, и девочку все же вернули в семью», – рассказывает генеральный продюсер компании.

Ольга уверена: если не показывать такие истории, то отношение аудитории к проблеме не изменится. Конечно, неподготовленного зрителя может шокировать, если режиссер передаст сложную ситуацию «во всех красках»: поэтому перед просмотром лучше посмотреть трейлер и почитать отзывы.

«У документалиста может быть такая дилемма, как у военных фотографов. Когда ты видишь, что человеку плохо или его могут сейчас убить: что ты будешь делать? Снимать, пытаться помочь или опустишь камеру? Но такие дилеммы каждый решает сам, исходя из своих принципов», – добавляет Ольга Тимофеева-Глазунова.

Проект «КиноКадры» реализуется Агентством социальной информации при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в партнерстве с компанией «Тайм Код Продакшн».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике