Сегодня поговорим про универсальный дизайн. В феврале в Стокгольме прошла выставка дизайна. Арт-объекты и утилитарные вещи из вторсырья не стали событием сезона. Удивило появление компаний, специализирующихся на создании многообразной мебели для раздельного мусора и электронных протезов для спортсменов, передающих эмоциональное состояние партнеров по команде.
Как же далеко мы шагнули: от стандартных пандусов до адаптивных сайтов. Спецодежда теперь ассоциируется не только с индустриальными особенностями.
А лампа может стоить миллионы, несмотря на то, что мусор из которого она сделана, прошел тройную переработку.
Мария Мокина. Фото из личного архива
Заметна и лексическая трансформация: от инклюзивного к универсальному дизайну, когда комфортно должно быть всем и всегда.
Универсальный дизайн — это дизайн зданий, изделий или окружающей среды, делающий их доступными для всех людей, независимо от возраста, инвалидности или других факторов.
Зачем же нужен универсальный дизайн?
Давайте прикинем: по данным Росстата на 1 января 2023 года, в России насчитывается более 10,9 миллионов людей с инвалидностью разной категории. Добавим к ним матерей с маленькими детьми, пожилых родителей, к ним же людей с временными ограничениями из разряда «поскользнулся, очнулся, гипс».
В итоге почти все население превращается в потенциальных универсальных потребителей и соответственно практически все окружающие нас предметы должны быть универсальны.
Несколько лет назад, во время работы на телеканале, мы делали программу про «маленьких» людей. На съемках познакомились со спортсменкой, которая у себя дома создала эксклюзивную кухню под свой миниатюрный рост. Но поход в магазин для нее оставался испытанием.
А когда взялись за тему про «больших» людей, то открытием стало не только наличие в реальном мире людей с акромегалией (патологическое увеличение частей тела, которое обуславливается дисбалансом гормона роста), но и способность инспектировать наличие пыли в недоступных для среднестатистического человека местах. Вот только поиск кровати, одежды и обуви для них — задача наисложнейшая.
COVID-19 помните? Тогда тоже выяснилось, что наши жилища приспособлены для временного пребывания, но не для длительного «заточения»: помещения не эргономичны, мебель неудобная, про психологические аспекты даже не говорю.
В то время появилась социальная реклама, где глазами женщины с инвалидностью, которая никогда не выходит из дома, предлагалось взглянуть на окружающий мир всем, вынужденно сидящим на карантине.
Многие обратили внимание, как сейчас дизайнеры соревнуются в создании самого универсального рабочего кресла для геймеров с возможностью фиксации головы, подстаканником, встроенным туалетом, мусорным ведром и лежанкой для кота. На лицо влияние удаленки.
Вот я, например, стиральные и посудомоечные машины тоже отношу к универсальному дизайну. Как же «поженить» пространство и объекты, чтобы они были доступны всем, комфортны и радовали глаз?
И вы знаете, они легко «женятся», когда нужда, лень или жизненные обстоятельства подкидывают создателям идеи, а потом крафтовый экземпляр со временем перетекает в масс-маркет и становится универсальным.
На днях глава архитектурного бюро Riken Yamamoto & Field Shop Рикен Ямамото стал лауреатом архитектурной Притцкеровской премии. По словам жюри, Ямамото удалось создать архитектуру, которая «стирает границы между общественным и частным измерениями жизни и увеличивает возможности для спонтанных встреч людей».
Вот и я веду к тому, что универсальный дизайн стирает границы между людьми, поскольку потребности у всех, по сути, одинаковые, просто возникают они на разном временном отрезке жизни.