Дружить с педагогами и родителями
Школа и педагоги – вот основной путь, через который НКО может выйти на будущих волонтеров-школьников, рассказывает руководитель отдела по работе с волонтерами благотворительного фонда «Дом с маяком» Регина Стасева.
«В основном, запрос [на волонтерство школьников] идет от педагогов. Они приходят и говорят: “У нас есть театральная студия, ансамбль, творческий кружок, и ребята могли бы выступить у вас в хосписе”. Тогда фонд заключает договор со школой или с кем-то из педагогов (официально стать волонтером может только совершеннолетний. – Прим. АСИ). Затем мы обсуждаем формат выступления. От педагога зависит очень многое: какое у него сложится впечатление от фонда, будет ли он продолжать историю с волонтерством», – рассказывает Стасева.
Иногда инициатива исходит от самих школьников. Например, они увидели где-то сюжет про фонд, и сами подходят к педагогам и говорят, что хотят помогать. Тогда фонд рассказывает, какая конкретно помощь ему требуется.
Чтобы наладить взаимодействие с педагогами, фонд «Старость в радость» регулярно проводит большие конференции для учителей по вопросам привлечения детей и подростков к волонтерской деятельности в сфере помощи пожилым людям и инвалидам. «После того, как учителя знакомятся с нашим фондом, по их запросу мы проводим онлайн- и офлайн-мероприятия для школьников», – рассказывает руководитель волонтерского отдела фонда «Старость в радость» Татьяна Николаева. Например, учителя организуют в своих классах подписание открыток к праздникам, а фонд передает их в дома престарелых.
Чтобы расположить к себе преподавателей, фонду следует быть открытым, уверена директор фонда «Дарящие надежду» Светлана Сафонова.
По ее словам, десять лет назад, когда фонд только начинал образовательный проект для школьников, учителя относились настороженно. «Сейчас все по-другому: многие школы приглашают к себе не только волонтеров, но и предлагают привести питомца, чтобы дети могли увидеть собаку. Чтобы снять настороженность у педагогов, мы рассказываем о фонде, говорим, чем занимаемся, насколько мы прозрачны во всех смыслах, приводим статистику и отклики. Когда человек видит материал и конкретных людей, он понимает, что нечего бояться», – говорит Сафонова.
Идеально, если НКО может начать взаимодействие со школой по рекомендации.
Координатор волонтеров благотворительной организации «Ночлежка» в Санкт-Петербурге Татьяна Огаркова вспоминает, что холодная коммуникация с педагогами, которую пробовали во время акции «Мандаринка и тушенка», не дала желаемого результата.
При этом раза два в месяц волонтеры «Ночлежки» ходят в школы и гимназии и рассказывают об организации и о проблеме бездомности, как стать волонтером. А еще каждую весну они проводят День открытых дверей, куда родители часто берут своих детей.
«Если родители с ранних лет берут детей на волонтерские задачи, это работает практически на 100%. Нужно с детства прививать понимание, что волонтерство – это норма», – уверена Огаркова.
«Потребность помогать есть не только у взрослых, но и у школьников. Детям хочется попасть в эту тусовку и не только брать, но и что-то отдавать», – уверена Регина Стасева из фонда «Дом с маяком».
Готовить детей к встрече с НКО
Очень важно подготовить детей к волонтерству: рассказать, чем занимается конкретная организация, кому она помогает, что это за люди. «Дети должны понимать, куда они идут. У нас есть презентации, которые мы предварительно отправляем педагогу: мы всегда просим, чтобы детей готовили к визиту в хоспис. Как вариант, можем на месте провести для ребят экскурсию и рассказать о себе и наших пациентах», – говорит Региона Стасева.
Давать интересные задачи, адекватные возрасту
Чем меньше волонтерские задачи будут напоминать детям школу, тем лучше, считает Татьяна Огаркова из «Ночлежки». Школьникам вряд ли понравятся медитативные задачи, например, что-то подписывать и заполнять. Зато на маркетах, где нужно двигаться, быть активным и выполнять неординарные задачи, дети прекрасно себя чувствуют, поясняет она.
Например, у «Ночлежки» есть волонтер Михаил, который начал помогать, когда ему было 15 лет. Сначала он выполнял курьерские задачи, но в 2023 году стал организатором фестиваля волонтерского фандрайзинга, который полностью сделали волонтеры.
Нужно, чтобы задачи были разнообразными и соответствовали возрасту волонтера, считает Татьяна Николаева из фонда «Старость в радость».
«Детям важно предоставить выбор – какой вид волонтерской активности им больше интересен.
Для каждой возрастной группы у нас разработаны специальные мероприятия: уроки добра, викторины, интерактивные занятия. Мы стараемся предложить школьникам те виды волонтерской активности, которые будут им посильны и интересны», — рассказывает Татьяна.
Так, младшие школьники с удовольствием изготавливают и отправляют в дома престарелых поздравительные открытки, участвуют в программе «Видеоволонтерство» – дают онлайн-концерты, на которые через видеоконференцию подключаются одинокие пожилые люди со всей страны. Старшие школьники проводят мастер-классы и викторины онлайн для пожилых людей, проживающих в домах престарелых, участвуют в субботниках и волонтерских поездках.
Все это нужно, чтобы волонтерская деятельность не только приносила радость благополучателям, но и была привлекательной для самих волонтеров.
Давать обратную связь и благодарить
Чтобы сохранить у детей мотивацию к волонтерству, нужно показывать, как их деятельность повлияла на благополучателя. «Мы стараемся присылать школьникам фото пожилых людей, которые получили открытки с их пожеланиями. При онлайн-встречах пожилые люди, которые присутствуют на мероприятии, после окончания концерта или мастер-класса обязательно благодарят школьников, говорят им теплые слова. Безусловно, мы не забываем о методах поощрения – благодарственные письма и сертификаты, волонтерские часы на платформе dobro.ru», – говорит Татьяна Николаева из фонда «Старость в радость».
Использовать школьников как просветителей
Через волонтеров-школьников организации будет проще привлечь других детей и взрослых. Например, в петербургской «Ночлежке» уже год волонтерит 11-классница Юля. Она регулярно помогает в проведении ярмарок, ведет разговорный клуб испанского языка и даже ездила в «Ночном автобусе», где волонтеры кормят бездомных людей.
«Лет пять назад средний возраст нашего волонтера был около 30 лет. Сейчас школьников и студентов стало больше. История с Юлей – выигрышная, потому что она говорит со школьниками на одном языке. Когда к детям приходит кто-то постарше, чувствуется возрастной провал, дистанция. А с Юлей школьники говорят более открыто, потому что воспринимают ее как свою и находятся с ней на одной волне», – объясняет Татьяна Огаркова.
После встречи с сотрудниками НКО в школе или участия в волонтерской акции дети наверняка расскажут об этом дома. И это тоже часть просветительской работы. «Часто потом кто-то из близких родственников детей начинает нам помогать как волонтер или благотворитель», – поясняют в фонде «Дом с маяком».
«Рассказывая детям о фонде, мы побуждаем школьников обратить внимание на пожилых родственников. Понять, чем можно порадовать своих бабушек и дедушек, как можно им помочь. И после этого уже помогать другим пожилым людям. Главное, чтобы школьники понимали проблемы пожилых людей, находили возможность им помочь и не считали, что старость – это время, когда неизбежно надо болеть и страдать», – говорит Татьяна Николаева из фонда «Старость в радость».
Фонд «Дарящие надежду» практикует передачу знаний от старших школьников к младшим. Сначала сотрудники фонда проводят лекции для старшеклассников, а потом те проводят уроки для младших школьников. «Это кажется нам наиболее ценным: мы закладываем у подростков знание о гуманном обращении с животными, а они передают это знание дальше», – говорит Светлана Сафонова.
«Мы рассматриваем школьников не только как инвестицию в будущих волонтеров, но и в целом как важную часть просветительской деятельности», – заключает Огаркова.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.