Новости
Новости
26.09.2024
25.09.2024
24.09.2024
18+
Статьи

Зачем культурным институциям цифровая трансформация

Как цифровые технологии помогают музеям популяризировать коллекции и где найти поддержку профильных специалистов.

цифровая трансформация
Робот-экскурсовод в Приморской картинной галерее. Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

В 2024 году программа «Музеи Русского Севера» фонда «Доброта Севера», реализуемая при поддержке компании «Северсталь», представила первый в России проект сотрудничества IT и благотворительности. Проект создали вместе с компанией «Мобиус Технологии» и партнерами.

Суть проекта — помочь региональным и муниципальным музеям пройти цифровую трансформацию: повысить компетенции команд, внедрить в работу современные технологии, начать формировать цифровой потенциал.

В июле 2024 года на площадке конференции Smart Social состоялся хакатон для молодых разработчиков, проявивших интерес к тому, чтобы ответить на запрос НКО и музеев и создать для них прототипы решений.

В финал пятидневного хакатона вышли 10 команд, предложивших решения, которые с точки зрения экспертного жюри имеют потенциал решить поставленные НКО задачи. Все НКО, над чьими кейсами работали участники хакатона, получили финансовую поддержку на доработку и внедрение цифровых решений. Среди них — музей «Семёнково» в Вологде.

Что музеям может дать поддержка в сфере IT, АСИ спросило у представителей музея «Семёнково» и программы «Музеи Русского Севера». 

Пандемия и лапка кота Семена

В начале нулевых у Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково» появился сайт, призванный в первую очередь популяризировать сам музей среди интернет-пользователей. С годами его совершенствовали для удобства, и долгое время он оставался единственным достоверным источником информации о «Семёнково» и местом для обратной связи от посетителей, рассказывает АСИ Наталья Киршина, заведующая музеем «Семёнково». 

В 2012 году в «Семёнково» разработали электронную игровую платформу, чтобы молодежной аудитории было интереснее в музее. А на площадках музея появилась информационно-навигационная система с QR-кодами с информацией об экспонатах и памятниках. 

«Информация была не просто закодирована, а “заКОТирована“: по легенде, QR-код играет роль уникального отпечатка кошачьей лапы — игрового символа музея кота Семена. Это способствовало созданию инфраструктуры гостеприимства, комфортных условий для познавательного отдыха неорганизованных посетителей, предоставлению доступа к разнообразной информации и возможности получения знаний через игровые ситуации», — рассказывает Наталья Киршина. 

Кот, живущий на территории Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково». Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Главная цель этих технологий — поддержание интереса к музею. К дальнейшей цифровизации «Семёнково» подтолкнула пандемия коронавируса. В 2022 году открылся виртуальный этнографический музей «Семёнково360», его коллекция пополняется до сих пор: помимо текстов и фото, там выкладывают художественно-документальные фильмы и лекции об особенностях деревянного зодчества и традициях северных крестьянских деревень. 

По словам Натальи Киршиной, перед музеями всегда встает задача формировать выставки так, чтобы удерживать и привлекать новую аудиторию. А для этого важны интерактивность, эмоциональность и содержательность. 

В условиях ограниченного штата появляется необходимость организовывать посетителей без непосредственного участия экскурсоводов и музейных работников. Грант на цифровые решения во время хакатона «Семёнково» получило как раз на проект, в котором эту задачу будут решать для части музея, находящейся под открытым небом. 

Какие еще задачи решают цифровые технологии

«Использование цифровых решений в организации рабочего процесса позволяет существенно экономить время сотрудников музея и создавать условия для научно-исследовательской, методической, творческой деятельности. Например, в музее создан электронный журнал учета рабочего времени, который повышает трудовую дисциплину и позволяет проявлять гибкость в составлении рабочего графика каждого сотрудника и музея в целом», — отмечает Киршина. 

В электронном формате музей обрабатывает и поступающие заявки на экскурсии и программы, ведет базу данных посетителей, создает отчеты и прогнозирует доходы.

Вся цифровая работа является частью плановой деятельности «Семёнково». Вместе с плюсами от современных технологий появляются и вызовы: в бюджетной сфере не всегда хватает средств на специалистов, готовых контролировать работу программного обеспечения всей системы. А еще требуется объяснить необходимость изменений самим музейным сотрудникам.

«Внедрение цифровых решений в жизнь музея сопряжено с постоянным обучением персонала. Порой выявляется скрытый или явный протест со стороны опытных сотрудников музея, привыкших к сложившемуся положению вещей и работе по старинке», — замечает заведующая музеем «Семёнково».

Но сегодняшний день сложно представить без цифровизации. Благодаря «цифре» решается множество маленьких и больших задач: от коммуникации с посетителями до научных исследований и популяризации музейных коллекций. Главное, считает Наталья Киршина, помнить, что никакие цифровые технологии, включая искусственный интеллект, не способны заменить человека, особенно в вопросах творчества и освоения мира. 

Поддержка партнеров

Из-за разницы языка и мышления у музейщиков и IT-специалистов могут возникнуть сложности во взаимопонимании, признается Наталья Киршина. Стереть эту разницу помогает регулярность такого взаимодействия и желание обеих сторон вникнуть в суть деятельности друг друга. 

В большинстве региональных и муниципальных музеев России, по словам Киршиной, нет сформированной команды специалистов, которые бы отвечали за разработку и внедрение цифровых решений, поддержку технических систем и за обучение персонала работать с этими новшествами.

«Оптимальный рабочий вариант из практики нашего музея — привлечение под решение конкретной задачи специализированных IT-организаций, способных быстро и качественно реализовать ее. Однако средств в бюджете музея на данные цели либо нет, либо явно недостаточно, поэтому только внебюджетные грантовые средства, средства бизнеса и различных фондов помогают с реализацией идей. Именно таким образом на средства грантов и были созданы все имеющиеся информационные ресурсы музея “Семёнково“», — поясняет она. 

Сотрудница музея идет по территории Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково». Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Некоммерческие организации, в том числе музеи, действительно имеют меньше возможностей к цифровой трансформации, подтверждает Эльвира Алейниченко, куратор программы «Музеи Русского Севера», разработчик проекта «Цифровая трансформация музеев». 

Поэтому решающее значение в теме цифровизации, а значит, дальнейшей устойчивости музейных учреждений может иметь как раз таки вклад технологических компаний, разделяющих принципы социальной и цифровой ответственности.

«Надо сказать, что сегодня ни один донор не может обеспечить равномерную поддержку всех задач развития некоммерческих организаций, в том числе музеев. Поэтому важно объединение усилий», — рассказывает Алейниченко.

Взаимодействие на равных

Проект цифровой трансформации музеев разрабатывался большой рабочей командой. В работу включались представители и разных секторов, и разных отраслей: программа «Музеи Русского Севера», фонд «Доброта Севера», компания «Северсталь», компания «Мобиус Технологии», ООО «Инфоком». 

После первых гипотез команда провела предпроектное исследование, чтобы выявить те потребности и вызовы, с которыми музеи сталкиваются на практике, делая попытки освоить «цифру». Вслед за этим были проведены сессии дизайн-мышления с музейщиками и IT-специалистами, сформировавшие ясную и детальную картину того, что представляет собой практика цифровизации, сложившаяся в музеях, какие чувства она вызывает и где стоит искать решение проблем в первую очередь.

«Музейные команды — профессионалы в своей сфере, их компетенции лежат в другой сфере, в которой они развиваются, улучшая качество своей работы в теме сохранения и передачи культурного наследия. У цифровых компаний — свои задачи, они профессионалы в разработке и внедрении цифровых решений, и их усилия лежат в этой плоскости. Это разные векторы развития, и очевидно, что цифровая трансформация первых будет отставать. Поэтому так важна поддержка их цифровой трансформации и помощь в наращивании компетенций теми, кто в силу своего предназначения шагнули далеко вперед в этой теме», – заключает Эльвира Алейниченко.

«Межотраслевое партнерство, сложившееся в ходе проекта между компаниями “Мобиус Технологии“ и “Северсталь“, усиленное партнерством межсекторным, когда бизнес и организации некоммерческого сектора выстраивают свое взаимодействие на равных, с учетом ценностей и потребностей друг друга, — это тот фактор, который является критическим для успеха этой инициативы», — добавляет Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию компании «Мобиус Технологии».

Это сотрудничество не только обеспечивает системную поддержку сферы, но и приглашает новых доноров из числа технологических компаний присоединиться к уже существующим усилиям. Узнать о нем больше можно здесь

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике