Новости
Новости
01.10.2024
30.09.2024
18+
Серии

«Друг подопечных»: один день с социальным координатором фонда «Артист»

Застать Ольгу Люкшину в офисе благотворительного фонда «Артист», помогающего пожилым деятелям культуры, легко. Здесь она проводит большую часть своих рабочих часов. Рассказываем, как они проходят.

Ольга Люкшина, социальный координатор фонда "Артист". Фото: Дима Жаров / АСИ

Текст со встречи с социальным координатором фонда «Артист» – часть серии «Один день из жизни НКО». В этот раз АСИ приурочило его к 1 октября – Международному дню пожилых людей.

Мы застаем Ольгу Люкшину говорящей по телефону – решается вопрос об электронной подписи, которую контрагент должен поставить в один из договоров. За столом напротив кроткая пожилая женщина тихо переговаривается с Надеждой Розановой, медицинским экспертом фонда. 

– Да я уже бабушка! – отвечает на комплимент Надежда. 

– Что вы говорите? А кто? 

– Внучка. Василиса. 

– Внучка – это замечательно! Просто замечательно… 

Ольга не сразу кладет трубку. Извиняется – сегодня много звонков. В ожидании беседы подсматриваем в монитор. На компьютере открыта вкладка интернет-магазина продуктов. На часах 13:55, время обеденное, но Ольга, отвлеченная телефонным звонком, старается не для себя. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

Она как раз планировала собирать онлайн-заказ для тех бабушек и дедушек, которым необходима продуктовая помощь. Среди подопечных фонда «Артист» много одиноких и малообеспеченных пожилых людей, которые не всегда могут позволить себе некоторые продукты. Сегодня в плане – заказать еду шестерым пенсионерам. 

Набор давно составлен гериатром фонда и меняется в зависимости от возраста подопечного, но в основе каждого списка продуктов — белое диетическое мясо, кисломолочная продукция, крупы, масло, базовые бытовые принадлежности вроде зубной пасты и так далее. 

«Я стараюсь быть гибкой. Если у человека диета, или нужно сделать заказ для подопечного с диабетом или просто какими-то особыми предпочтениями в питании, я всегда корректирую список продуктов индивидуально. Важно, чтобы подопечный ел то, что ему привезли, а не отдавал соседу», – объясняет Ольга. 

Социальные координаторы в «Артисте» – друзья подопечных. Случается (и довольно часто), что Ольга звонит просто, чтобы уточнить время, когда курьер может привезти продукты, а разговор затягивается. И это не время, потраченное впустую. Основная задача координатора – общаться со своими подопечными. 

Сильнее всего одинокий пенсионер, а тем более деятель искусств, нуждается в слушателе. Человек рассказывает о том, что произошло за последнюю неделю, где он был и чем занимался. Интересуется, как дела у фонда и лично у координатора. Иногда такие разговоры длятся час и больше, признается Ольга. 

«Кто-то может бесконечно рассказывать о своем здоровье. Кто-то – о своей культурной жизни и проектах. Кто-то – о том, как сходил в гости к старому другу. Ведь помимо материальных благ, которыми я, как представитель фонда, могу их обеспечить, есть и потребности духовные», – говорит Ольга. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

Задачи социального координатора всегда разные, поскольку все зависит от потребностей подопечных. Помощь предоставляется «реактивно», по запросу. 

В список обязанностей Ольги входит закупка продуктов, оказание материальной помощи, закупка бытовой техники, вызов специалистов для оказания услуг на дому: сантехнической, клининговой служб. Некоторым подопечным координатор вызывает парикмахера и даже мастеров, занимающихся медицинским педикюром. 

«Редко, но случаются размеренные дни. Есть в этой закономерности некоторая сезонность. Летом тихо, все разъезжаются по дачам и успевают соскучиться – сейчас вот приносят нам закруточки, компотики, яблочки, мед.

А осень, зима и весна в фонде – это безостановочная суета, круговерть событий».

Фото: Дима Жаров / АСИ

Сразу после закупки продуктов Ольга выбирает пылесос для одной из подопечных. Требования: недорогой, легкий, маленький, надежный. Задача координатора – находить технику, подходящую по всем параметрам. Уже на этой неделе волонтер отвезет новый пылесос пожилой женщине, которой тяжело дается управление старым – громоздким и тяжелым.

В течение дня Ольге периодически звонят новые люди. В этот раз позвонил представитель бывшего преподавателя ГИТИСа (Российского института театрального искусства). Женщина находится в больнице, и ей нужно организовать такси. Ольга просит прислать несколько документов на почту фонда, а затем долго рассказывает, с чем еще фонд может помочь пенсионерке. 

На другом конце провода уточнили, сможет ли фонд помочь с оплатой сиделки в дальнейшем. Координатор ответила, что такая возможность есть, и оставила свой рабочий номер телефона для оформления новой подопечной.

Для Ольги не впервой работать с попечителем, представителем или просто неравнодушным заступником, который переживает за судьбу знакомого пожилого человека. 

«Артисты – люди очень скромные. Даже несмотря на то, что многие из них без пяти минут знаменитости. Из-за стыда и кротости они очень редко обращаются к нам сами. Однажды со мной связалась наша подопечная и попросила связаться с ее коллегой, тоже деятельницей культуры, которая на тот момент нуждалась в помощи, но очень стеснялась. Я позвонила ей и просто предложила послушать о нашем фонде, о том, чем мы можем помочь и какие у нас есть программы. И в итоге она стала нашей подопечной», – рассказала Люкшина. 

Часто случается так, что пожилые люди, с которыми работает фонд, не делятся с координаторами своими проблемами. Говорят, мол, зачем беспокоить, рассказывать о своих бедах. Чтобы быть ближе к своим подопечным, «Артист» придумал патронажную программу и «прикрепляет» к пенсионерам волонтеров. 

Такие пары создает лично Ольга – как человек, который чаще всего общается с подопечными и знает характер каждого из них. Конечно, основным критерием при подборе волонтера является география. Если волонтер живет слишком далеко, он вряд ли сможет оперативно помочь своему подопечному. Но есть еще одна важная деталь – подобрать пару по психотипу. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

Ольга скромно отмахивается, мол, она не психолог и действует интуитивно. Сложность состоит в том, что пожилому человеку, особенно подозрительному и трудно переносящему перемены, сложно объяснить, зачем к нему «прикрепляют» какого-то мальчика или девочку. Несмотря на это, пока что не было ни одной промашки – все пары успешно «притерлись» друг к другу. 

По словам координатора, секрет прост – явно интровертному волонтеру «выдают» домоседа, а активному – весельчака, жаждущего приключений. При таком балансе и волонтер, и пожилой человек остаются в плюсе и учат друг друга чему-то новому. Ну и, конечно, выполняется основная цель патронажа: подопечный не чувствует себя одиноко и знает, к кому обратиться за помощью, – и зачастую уже без стеснения.

За полтора года работы социальным координатором Ольга запомнила всех подопечных, с которыми поддерживает связь. А их, между прочим, немало. 

Достаточно посмотреть, сколько именинников «Артист» поздравляет с днем рождения только в сентябре. Аккуратно заполненная табличка в Excel гласит: 73 человека. Ольга печатает и трепетно заполняет каждую открытку, дизайн которой меняется каждый год. И все для того, чтобы никто не чувствовал себя покинутым в свой день рождения. 

Когда мы спросили у Ольги, как ей удается находить общий язык со всеми этими людьми, она засмеялась и ответила: «Просто удается. Я понимаю, что многие эмоции им неподвластны. Понимаю, что сама могу быть такой же в старости. Если не хуже. К тому же благодаря работе здесь я убедилась: правду говорят, что старики – это большие дети». 

Ольга призналась, что есть у нее и любимчики. Их имена мы называть, конечно же, не будем. А есть те, кого она не покинет даже после увольнения. 

«Я четко знаю, что, уходя из фонда как координатор, останусь здесь волонтером. Останусь на связи с теми людьми, с кем уже сейчас работаю как волонтер. Потому что я знаю, что они звонят мне как человеку, а не как сотруднику фонда. Не хочу их бросать. Я на себе это почувствовала, когда пришла на место предыдущего волонтера. Все звонили и спрашивали: “А вот тут раньше была Наташа… А где она? А Наташа вернется? А может я все-таки позвоню Наташе?”». 

Ольга планирует закреплять за собой 92-летнюю Анну, бывшего театрального критика и журналиста «Литературной газеты», и 81-летнего Георгия, действующего дирижера. Оба – одинокие, но выдающиеся люди. У Анны была сумасшедшая карьера в Малом театре, а Георгий – победитель премии «Золотая маска». 

«С Анной всегда приятно поговорить. Мне с ней тепло. А Георгий по-своему показывает свою привязанность. Приходит только в те дни, когда я на рабочем месте. Это очень ценно для меня», – признается Ольга. 

С возрастом круг общения сокращается. Когда человеку 92 года, скорее всего многих его друзей уже нет. Работа координатором «Артиста» дает свои плоды: Ольга научилась внимательнее относиться к людям в возрасте. 

Поэтому и «своих» стариков она уже не оставит.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике