11 августа в Общественной палате РФ обсудили проект документа о реестре НКО и его будущее назначение.
Проект постановления Правительства РФ о едином реестре некоммерческих организаций появился на сайте законопроектов 31 июля. Общественное обсуждение проекта продлится до 14 августа.
Ранее Министерство экономического развития РФ опубликовало два реестра НКО, имеющих право на господдержку. Попавшие в них НКО могут быть освобождены от налогов, авансовых платежей, кроме НДС, и страховых взносов за II квартал 2020 года, а также уплаты аренды. 25 июня во время встречи Владимира Путина с новым составом Общественной палаты РФ Наталья Кирюхина, член Общественной палаты Севастополя, председатель попечительского совета севастопольской организации «Особые дети», предложила президенту «проработать вопрос о создании единого реестра», в который бы вошли организации из обоих реестров Минэка.
«Это нужно для того, чтобы упростить статистику, для того, чтобы было какое-то понимание влияния работы общественных организаций на развитие реального сектора экономики», — отмечала Кирюхина.
Что случится с двумя реестрами
По замечанию Елены Тополевой, председателя Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директора Агентства социальной информации, большинство мер поддержки, которые получали НКО из двух реестров Минэка, краткосрочны и рассчитаны только на период пандемии.
«Но одна мера поддержки на сегодняшний день не ограничена никакими сроками, она долгосрочна, эта мера касается налогового вычета для бизнеса, жертвующего НКО из имеющихся на данный момент двух реестров», — отметила Тополева. По ее словам, важно понять, во-первых, как сделать так, чтобы все НКО смогли косвенно воспользоваться этой мерой поддержки, а во-вторых, как эту меру не скомпрометировать.
Между тем Елена Иваницкая, заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России, сообщила, что прошлые два реестра перестанут действовать: информацию об их упразднении внесут либо в постановление о едином реестре, либо в отдельный документ.
Зачем нужен единый реестр
«Такой реестр — большой шаг вперед не только по возможности применить стимулирующие меры <…> Это вообще [возможность] осознать объем нашей сферы, ее спецификацию <…> Это может дать возможность увидеть точки роста сектора, в каких направлениях у нас организации меньше развиты, и дает возможность посмотреть [эти показатели] по регионам», — считает Елизавета Олескина, член Общественной палаты, директор благотворительного фонда «Старость в радость». По ее словам, реестр — «принципиальная попытка учесть всех».
Важность формирования единого реестра отметил и Александр Ткаченко, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Детский хоспис».
«Я уверен, что формирование реестра — это решение, которое изменит ситуацию со всем НКО-сектором к лучшему, сделает [его] более прозрачным, ускорит развитие организаций. Без сомнения, он даст новые возможности и для самих благотворителей, потому что это практический механизм для реализации налоговых льгот. Это важный шаг к совершенствованию взаимодействия между НКО, государством и благотворителями», — сказал Ткаченко.
Однако, в проекте постановления ни слова не говорится об информационном сопровождении реестра. По словам Ткаченко, чтобы инициатива была полезна, нужно в первую очередь подумать, как доводить информацию о реестре до НКО. Он отметил, что этим могут заняться региональные общественные палаты и Фонд президентских грантов.
Анна Битова, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство» предложила сделать горячую линию по реестру, куда бы по всем вопросам — в том числе по включению в него — могли обращаться некоммерческие организации.
Что непонятно
Вопросы у участников слушаний вызвали само название реестра в преамбуле проекта и понятие «оператор реестра». Остается неясным, как его отличить от других реестров, кто будет его координировать и следить за ним.
«Совершенно непонятно его название. Такой реестр практически полностью совпадает с тем реестром, который ведет Миэнк, Минюст и частично с тем, который ведет ФНС. Поэтому имеет смысл дать идентифицирующий признак <…> Например, реестр НКО-получателей бюджетной поддержки», — заметила Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ).
Также не всем понятны критерии включения НКО в единый реестр и исключения из него.
«Любые нарушения законодательства со стороны НКО не могут являться основанием для исключения из реестра. Такая формулировка предполагает расширительное толкование правоприменителем и дает чрезмерно широкие полномочия», — считает Георгий Ситников, заместитель председателя комиссии по развитию институтов гражданского общества Общественной палаты Пермского края.
По его мнению, для исключения из реестра нужно поставить те же критерии, что и для включения в него.
Предложения
Елена Тополева отметила, что обсуждение разделилось на два вектора: разговор о постановлении, к которому возникла «масса предложений и замечаний», и о будущем единого реестра.
Тополева предлагает присылать предложения, чтобы после Общественная палата сформировала рекомендации по итогам слушаний по проекту. Посмотреть полную запись общественных слушаний по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О реестре некоммерческих организаций» можно здесь.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.