Это данные Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
Центр опросил две тысячи человек от 18 лет и старше о том, как они относятся к выбрасыванию продуктов питания, какие практики по спасению излишков еды используют.
Легко ли люди выбрасывают продукты
Почти половина (48%) выбрасывают продукты с истекшим сроком годности и «хорошие», но не нужные им. Каждый третий (34%) так освобождается только от продуктов с истекшим сроком, 2–3% – только от «хороших».
Каждый пятый (20%) делает это не меньше одного раза в неделю или практически ежедневно, 17% – два-три раза в месяц, 14% – несколько раз в год.
Треть (33%) по поводу выбрасывания не переживают, полагая, что могут позволить себе купить новое и свежее. 85% уверены, что так поступать не выгодно для семейного бюджета, 76% понимают, что причиняется вред окружающей среде. 92% убеждены, что к продуктам питания следует относиться бережно.
Как люди пытаются «спасать» еду
49% населения кормит животных. Почти каждый четвертый (до 24%) отдает продукты домашним животным, 18% кормят бездомных животных, 22% – птиц, 6% – компостируют на даче или приусадебном участке.
30% продлевают продуктам срок годности. «Хорошие» продукты 22% замораживает и хранит до лучших времен. «Плохие» съедают после дополнительной обработки (7%) или пускают на приготовление кулинарных блюд (5%).
16% угощают не испорченными продуктами коллег, 12% предлагают проживающим отдельно родственникам, соседям, друзьям, 6,5% находят сбыт через интернет. От 5% до 2,5% отдают в храмы или общественные организации, вешают пакеты на мусорных контейнерах.
Нужна законодательная инициатива по фудшерингу
«Большинство россиян готовы менять свою модель поведения, бережнее относиться к еде и развивать фудшеринг. Но для этого нет условий. Исследование ВШЭ подтверждает необходимость законодательной инициативы по фудшерингу», — говорит основатель проекта о социальном комфорте «Одобрено» и председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев.
По задумке Метелева, благодаря новой статье в Налоговом кодексе рестораны, магазины и производители при фудшеринге смогут компенсировать себе НДС, как в случае уничтожения продуктов, и тогда препятствий для помощи едой не останется. Этот опыт применяется во Франции, Италии, Германии, Португалии, США и других странах.
В июне 2021 года команда проекта «Ободрено» выпустила первый документальный фильм, где показан полный цикл фудшеринга. Инициативу уже поддержали 90 крупных организаций — Фонд продовольствия «Русь», X5 Retail Group, «Азбука вкуса», Coca Cola и другие.
Сейчас идут переговоры с федеральными ведомствами, чтобы к осени этого года подготовить законопроект к внесению в Государственную думу.