На конференции Форума доноров 4 октября прошла дискуссия «Что такое настоящее социальное документальное кино?», а также состоялся показ киноальманаха «Люди дела», созданный Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.
Социальное кино — оно о чем?
Когда обыватель слышит про социальное кино, часто ему кажется, что это про «погрустить», безысходность, рефлексию и сложный выбор, говорит президент международного кинофестиваля «Лампа» Ольга Зубкова. Хотя на самом деле, по мнению спикера, социальное кино — это про «как делать», про позитив, вдохновение и свет в конце тоннеля.
«Героем сюжета может быть безногий отец семейства, про инвалидность которого мы забываем на второй минуте, потому что в центре сюжета совсем другое — например, то, как он выдает замуж свою дочь и втайне в своем гараже в качестве подарка вырезает ей свадебную арку. В конце мы думаем только о том, где заказать такую же чудесную арку. Но подсознательно мы могли бы и не заметить красоту всей ситуации и этой арки, если бы не триггер — человек с инвалидностью, который не считает себя инвалидом», — подчеркивает Зубкова.
Генеральный директор Лаборатории социальных коммуникаций «Третий Сектор» Никита Тихонов-Рау считает, что любому продукту, который несет социальную тематику, по-прежнему сложно пробить дорогу к широкому зрителю, потому что мы живем в мире развлекательного контента. Все упирается в рейтинги — они диктуют, какой контент должен быть произведен.
При этом социальное кино также не просто и снимать, уверен российский сценарист, продюсер и режиссер фильма «Люди дела» Владимир Головнев. По его мнению, не уйти в манипуляции и выразить честную положительную эмоцию в таком кино — это сложный путь, на котором легко «скатиться в неправду». По словам Головнева, важно, чтобы в какой-то момент герой фильма стал для режиссера своеобразным учителем — тогда он раскрывается и без прикрас показывает свою жизнь — в этот момент и начинается честное социальное кино.
Кто может стать героем социального кино
Поиск героя — это всегда химия, уверен Никита Тихонов-Рау. Если герой в сюжете один — это должна быть яркая личность, с драматичной судьбой и пассионарностью, которая буквально видна на экране. Фильм с несколькими героями при этом сделать намного легче, утверждает спикер.
«Самое потрясающее документальное кино получается, когда у нас есть возможность просто наблюдать жизнь героя достаточно долгое время — жизнь сама в это время пишет сценарий, а тебе надо просто эту жизнь зафиксировать в ключевых точках», — говорит Тихонов-Рау.
Поиск героев часто интуитивный, говорит Владимир Головнев. В итоге команда выбирает несколько человек, которые наиболее кинематографичны. Что это значит? Это значит, что они могут прожить в момент съемок какой-то важный отрезок своей жизни. Важны харизма и проблема, которая в данный момент решается. «Всех наших героев мы предварительно спрашивали: если мы приедем, то что? Что у вас сейчас происходит? Что вы решаете прямо сейчас?»
«Люди дела»
После дискуссии состоялся показ киноальманаха «Люди дела», созданный при поддержке Фонда Тимченко. Режиссером фильма выступил Владимир Головнев.
Фонд Тимченко поставил перед собой нетривиальную задачу – рассказать про итоги десятилетнего цикла своей работы через героев своих программ с помощью документального сериала, снятого по всем правилам игрового кино. Съемочная группа вместе с сотрудниками фонда отправилась в пять экспедиций в разные концы нашей страны.
Пять новелл документального сериала «Люди дела» посвящены тем самым «обычным» героям из российской глубинки — кто-то после работы заливает во дворе каток и учит детвору играть в хоккей, кто-то не дает погибнуть местным промыслам и культурным традициям, кто-то воспитывает приемных детей, а кто-то спасает одиноких старших. Участники кинопроекта разные по возрасту и национальности, у них разные профессии и жизненные обстоятельства, их окружает разная среда – от крайней тундры до небольшого города. Но объединяет их одно — они меняют мир вокруг себя.