28 марта 2024 года Конституционный суд РФ опубликовал постановление, в котором объяснил, что районные суды могут возбуждать дела частного обвинения о повторных побоях. Постановление появилось после жалобы Галины Баскаковой, жительницы Москвы, несколько лет сталкивающейся с домашним насилием.
В жалобе Галина Баскакова оспаривала четыре статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК). Среди них — статья 20, ч. 2 и 4 (виды уголовного преследования), статья 31, ч. 1 и 2 (подсудность), статья 147, ч. 4 (возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения) и статья 318, ч. 1 и 3 (возбуждение уголовного дела частного обвинения).
В жалобе подчеркивалась необходимость внести в действующее законодательство изменения, которые обеспечат проведение эффективного расследования случаев домашнего насилия, квалифицированных по статье 116.1 УК РФ, и восстановление прав потерпевших. Подробнее об этом деле АСИ рассказывало в этом материале.
Конституционный суд РФ решил, что нормы, которые оспаривала Баскакова, соответствуют Конституции РФ, потому что не предполагают отказа районного суда принять к производству дело о повторных побоях.
Мари Давтян, руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских НПО, назвала постановление позитивным. По ее словам, несмотря на отказ признавать нормы противоречащими Конституции РФ, КС все же устранил правовую неопределенность в этом вопросе.
«Это очень позитивно и означает, что в аналогичных делах районные суды все-таки будут обязаны принимать заявления от пострадавших, возбуждать уголовные дела и рассматривать их по статье о повторных побоях. Но, конечно, мы как юристы ставили вопрос более глубоко, говоря о том, что частное обвинение в принципе неэффективно в делах о домашнем насилии», — отметила Давтян.
Помимо этого, адвокат напомнила, что по делам о домашнем насилии частный порядок привлечения к уголовной ответственности «не только неэффективен, но и опасен для потерпевших». В таких делах полиция не участвует в расследовании и сбор доказательств и написание заявлений ложатся на потерпевшего.
«Конечно, для потерпевших в случае домашнего насилия это непосильное бремя. Мы огорчены, что суд не пошел дальше и не сказал, что дела частного обвинения в ситуациях домашнего насилия должны рассматриваться в публичном порядке», — добавила Мари Давтян.