В 2019 году консультанты горячей линии помощи онкопациентам 8 (800)100-01-91 ответили на 36 тыс. 912 звонков пациентов с диагнозом «рак» и членов их семей. С психологическими запросами обратились 43% абонентов, с информационными — 27%. Для получения консультации по медицинскому праву на линию звонили 18% абонентов. Чуть более 40% абонентов – родственники и близкие пациентов.
Юридическая и информационная помощь онкопациентам
Количество обращений из регионов в структуре юридических запросов по-прежнему остается высоким. На Москву и Московскую область приходится 34% обращений, 66% звонков поступают из регионов. Более половины вопросов онкологических пациентов касаются получения бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Запросы, связанные с получением инвалидности, составляют 12%. Чуть менее 10% абонентов испытывают трудности с оформлением и продлением больничного.
В службе отмечают улучшение ситуации с маршрутизацией пациентов: с поиском медицинских учреждений было связано 44% информационных запросов — по сравнению с 50% в 2018 году.
Психологическая помощь онкопациентам
Онкопациенты и их близкие продолжают остро нуждаться в комплексной психосоциальной помощи. Треть обратившихся на горячую линию за психологической поддержкой прибегают к помощи психологов-консультантов, чтобы справиться с тяжелым душевным состоянием и найти силы бороться с болезнью. Понять, как поддержать близкого человека, заболевшего раком, хотят 14% абонентов.
Около 13% обращений связаны с кризисными состояниями: аффектом, шоком после постановки диагноза или суицидальными мыслями. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 2%.
Эффективность лечения пациентов измеряется не только объемом оказанной медицинской помощи, но и качеством жизни тяжелобольных людей и их близких во время лечения и после него.
«Профессиональная психологическая помощь, которую мы безвозмездно оказываем пациентам, позволяет людям с диагнозом “рак” и их семьям сохранить эмоциональное благополучие, найти внутренние ресурсы и не сдаваться, а информационная и юридическая помощь служит для абонентов проводником, делая их путь к выздоровлению менее тернистым», — говорит директор службы «Ясное утро» Ольга Гольдман.
«Ясное утро» продолжает работу с медицинским персоналом. В 2019 году при поддержке Фонда президентских грантов более 100 медиков прошли тренинги по развитию навыков коммуникации с пациентами и профилактике синдрома профессионального выгорания.
Наряду с телефонным консультированием онкопсихологи службы работают с онкопациентами и их близкими очно. В 2019 году очная программа действовала в пяти московских больницах. Специалисты службы провели 879 индивидуальных и групповых психологических консультаций. За прошедший год состоялось 102 встречи групп поддержки для онкопациентов и людей, потерявших близкого.
В службе подчеркивают: психологическая поддержка тяжелобольных людей до сих не осуществляется на системном уровне. Помощь психолога должна быть включена во все стандарты лечения и реабилитации онкологических пациентов. Чтобы изменить положение онкологических пациентов в России, необходимы консолидированные усилия государства и общества.
О службе «Ясное утро»
Служба «Ясное утро» обеспечивает работу горячей линии помощи онкобольным с 2007 года. Круглосуточно, бесплатно и анонимно ежемесячно принимаются более 3000 обращений со всей России. Позвонив на линию, абонент может получить консультацию опытного психолога, юриста по медицинскому праву, а также прояснить информационные вопросы, связанные с лечением.
Сейчас «Ясное утро» – это не только горячая линия, но и программа очных психологических консультаций, курсы повышения квалификации для психологов, программы для специалистов, десятки изданных материалов для пациентов. Главная задача «Ясного утра» – поддержать пациента и его семью во время лечения: оказать психологическую помощь, грамотно проинформировать о правах и возможностях.