В сотрудничестве с АНО «Обычное детство» в центре планируется внедрить комплексную модель работы с детьми. Сотрудники центра будут обучаться альтернативной и дополнительной коммуникации, языковой программе Макатон, методу прикладного анализа поведения, игротерапии и другим современным методам работы с особыми детьми. Кроме того, с помощью специального программного обеспечения будут собираться данные, которые позволят отслеживать динамику поведения детей и своевременно корректировать лечение.
«К нам приходят дети, когда семье становится сложно справляться самостоятельно. Практически все ребята имеют тяжелые множественные нарушения развития, примерно у 60% есть поведенческие проблемы, — рассказывает директор центра «Дом детей» Елена Цветкова. — Наука не стоит на месте, и мы хотим научиться правильно применять современные методы и технологии в работе с детьми. Ребенку с умственной отсталостью, не пользующемуся речью, трудно выразить свои мысли и чувства, и это большая проблема».
«Основная задача — дать нашим детям возможность коммуницировать, развивать в них самостоятельность и в итоге дать им свободу, потому что только так формируется личность, — отмечает Цветкова. — В нашем учреждении давно не используется безликий термин «контингент». И теперь индивидуально с каждым ребенком мы будем разбираться в причинах его нежелательного поведения и думать, что с этим делать дальше, как ему помочь, выстраивать модель взаимодействия с ним».
Эту комплексную модель АНО «Обычное детство» уже внедрило в Головеньковском детском доме-интернате для умственно отсталых слепых детей в Тульской области. Ее главная инновация — специально разработанный прототип программного обеспечения, которое устанавливается на смартфон. Персонал постоянно фиксирует в программе поведение детей (например, съел ли ребенок завтрак, был ли агрессивен во время прогулки и так далее). На основании этих данных, которые сразу попадают в общую базу, врач-психиатр может корректировать назначенное лечение, а руководство учреждения — отслеживать, нужна ли воспитателям помощь.
«Программа упростит работу с детьми и даст возможность смотреть на их поведение с разных углов», — говорит создатель ПО, детский врач-психиатр Артем Новиков.
В ходе проекта дефектолог Ольга Караневская проведет тренинги по общению с неговорящими детьми, продолжит обучение сотрудников методам альтернативной и дополнительной коммуникации. Это важно, поскольку отсутствие или ограничение речи приводит к формированию поведенческих трудностей.
«Наша цель – разработать комплексную методику работы с особыми детьми, которая поможет возвращать их из стационарных учреждений в семью», — говорит Анна Битова, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики», который также поддерживает проект.
О Центре лечебной педагогики
Центр лечебной педагогики «Особое детство» — московская благотворительная организация, где получают помощь семьи, воспитывающие особых детей. Центр был создан в 1989 году по инициативе родителей и специалистов для помощи детям с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С детьми и их семьями в ЦЛП работают педагоги, нейропсихологи, логопеды, дефектологи, психологи, врачи, музыкальные и арт-терапевты и другие специалисты. За 30 лет помощь центра получили более 26 тыс. детей с нарушениями развития и их семей, 35 тыс. специалистов прошли обучение современным методам помощи детям с нарушениями развития.