В Год волонтера слышно очень много разговоров о важности волонтерства, о необходимости мер господдержки, создания инфраструктуры и тому подобном. Всем нравится оперировать масштабными числами, подсчитывать социальный эффект от деятельности волонтеров и результативность вложения государственных денег, направленных на поддержку.
Это все правильно; но, к сожалению, часто за концепциями и планами теряется восприятие волонтера как личности и человека. А ведь волонтерство как социальное явление, социальный феномен складывается из весьма интересных личных историй волонтеров. Каждый человек приходит к внутренней необходимости бескорыстно помогать другим своим путем. И почти всегда влияние на его осознанный выбор оказывают множество факторов, связанных с состоянием внутреннего мира человека, ощущением личного счастья, душевными переживаниями и почти всегда – с поиском смыслов в жизни. Для волонтера, сознательно начинающего оказывать помощь людям, сам процесс волонтерства становится удовлетворением внутренних мотивов, ответом на ключевые для этого человека вопросы, дозаполнением имеющейся пустоты в отношениях с окружающими людьми и самим собой.
Конечно, мало кто из людей будет готов публично раскрыть свои внутренние, сокровенные тайны. Но все-таки я попробую сегодня описать три портрета волонтеров исходя из того, как я их вижу со стороны, внешне – понимая, что причины и смыслы их волонтерства все находятся внутри. Итак, три портрета волонтеров, имена и возраст изменены.
Портрет 1
Девушка Анна, 30 лет. Симпатичная, ухоженная. Два высших образования, работает на хорошей работе в финансовой сфере. Не замужем, детей нет, создавать семью пока не торопится. Активный, общительный человек, множество знакомых, несколько близких друзей. В какой-то момент она поняла, что бесконечная круговерть «работа-дом-друзья-спортзал-отпуск» не приносит ощущения наполненности настоящим делом. Это какая-то имитация жизни, оторванная от реальности. Большая часть дня тратится на работу, результаты которой почти виртуальны и если и приносят кому-то пользу, то опосредованно. К тому же отношения в коллективе на работе далеки от идеала. Они мелочны, частично конфликтны, каждый преследует свои цели и при случае готов идти «по головам» других.
Нехватка осмысленности привела Анну к желанию помогать кому-нибудь, кому больно и плохо. Плюс Анна очень хотела найти для себя область самореализации и круг единомышленников. Решением стал приход в волонтерское движение, оказывающее помощь детям в детских домах. Придя в движение, Анна обрела сразу все, чего ей не хватало: возможность активно делать добро; совершенно новую область деятельности, в которой у нее нет ограничений для позитивной самореализации; новый круг знакомых и друзей, отношения с которыми основаны на сходных ценностях и общем деле. Это дает ей внутренние силы вкладывать в волонтерство время, фантазию, энергию! Она стала одним из лидеров движения, и на ней держится достаточно много задач. Что будет дальше? Анна не знает и не особо думает. Ей важно, что она «нашла себя» в волонтерстве и очень счастлива.
Портрет 2
Женщина-пенсионер Екатерина Ивановна, 65 лет. Человек уже в зрелом возрасте, жизнь сложилась, есть муж и взрослые дети. Доходы невелики, но их хватает, чтобы жить в налаженном ритме. Екатерина Ивановна человек «старой» закалки, интеллигентная, активная по жизни, всегда старалась помогать, кому могла. До пенсии работала воспитателем в детском саду. Здоровье и самочувствие – более-менее. Екатерине Ивановне интересно жить, жаль только, что круг общения ограничен несколькими старыми подругами. Дети звонят и приезжают в гости, но редко.
В свободное время Екатерина Ивановна увлекается поделками из различных материалов, ходит на творческие вечера классической музыки. Дома у нее цветы и любимая кошка. Вроде все неплохо, но чего-то важного не хватает. Силы есть, знания есть, время есть, но нет ответа, куда это все можно применить.
Однажды подруга рассказала Екатерине Ивановне, что стала волонтером и вместе с женщинами их возраста ходит к детям в больницу. Они устраивают с детьми творческие занятия, дружат и играют в настольные игры. А еще раз в неделю собираются на встречу клуба «серебряных» волонтеров, пьют чай и общаются.
В первый раз Екатерина Ивановна пришла на встречу-собеседование с координатором вместе с мужем. Оказалось, что координатор волонтерской группы – примерно ее возраста, и они быстро нашли общий язык. Знания Екатерины Ивановны пригодились как в работе с детьми, так и для обучения других волонтеров. В результате Екатерина Ивановна обрела то, чего ей не хватало: коллектив единомышленников, востребованность себя как личности, новое пространство общения, ощущение причастности к важному и нужному делу. Ее муж, кстати, очень рад, что Екатерина Ивановна нашла себе такое увлечение. Но сам при этом в волонтеры не спешит.
Портрет 3
Евгений, 28 лет, двухметрового роста, не женат. Работает менеджером в небольшой компании, водит машину. Не очень общителен, но обычно умеет выстраивать с людьми хорошие, уважительные отношения. Особых увлечений нет, график работы свободный, что позволяет ему управлять своим временем. Он никогда особо не интересовался волонтерством, но тут случай все устроил: знакомый попросил помочь на машине, перевезти продукты питания для бездомных людей. Вот так, просто и органично, Евгений влился в волонтерскую группу, помогающую бездомным. Вместе с ними он кормит бездомных на вокзалах, по возможность помогает забирать и развозить продукты. В волонтерской группе в основном девушки 25–40 лет, и они очень рады, когда во время общения с бездомными рядом с ними есть немногословный, сильный, надежный мужчина. А Евгению с ними комфортно: он чувствует, что на него надеются и опираются. Общение в группе очень непринужденное, много шуток и смеха, барьеры в общении с новичками снимаются очень быстро.
Для некоторых новичков Евгений стал наставником и на правах опытного волонтера помогал им преодолевать разные трудные ситуации, которые иногда возникают в общении с бездомными.
Что он обрел для себя, придя в волонтерство? Достаточно много: для него это круг близких людей, почти семья. А это не так уж мало в вечной беготне и суматохе современного мегаполиса.
***
Сам удивляюсь: они не ищут денег, имущества, власти, а просто делают вместе общее нужное дело, и счастливы от этого. В этом и есть истинный смысл волонтерства: через общественное служение люди обретают те кусочки мозаики высших смыслов, которые ничем не заменишь, но их так трудно найти в других местах.
Справка
Ассоциация некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений» (СВОД) создана в 2009 году с целью объединения усилий и консолидации добровольческих организаций. В СВОД входят 15 крупных волонтерских движений и благотворительных фондов, организующих деятельность более 8000 постоянных волонтеров в более чем 400 социальных и медицинских учреждениях в 20 регионах России.