Партнеры и участники
– благотворительная организация «Ночлежка» в Москве
– компания Stone
История сотрудничества
Московская «Ночлежка» и компания Stone объявили о сотрудничестве в 2021 году. Однако их знакомство произошло годом ранее, и, как рассказывает Татьяна Желанова, директор по коммуникациям и устойчивому развитию Stone, началось оно с резонанса.
«Ночлежка» начинала в Москве новый проект – консультационную службу для бездомных людей. Тогда в здании в Бумажном проезде шел ремонт, а вокруг находились строительные площадки.
«Мы узнали, что три застройщика встревожены началом работы “Ночлежки” в районе. Компании переживали, что стоимость объектов, которые они строят, будет падать, и обсуждали на уровне менеджмента, что они вместе могут сделать, чтобы проект помощи бездомным не открылся, – рассказывает Дарья Байбакова, директор московской организации. – Мы заволновались, но оказалось, что у нас есть общие знакомые с топ-менеджментом одной из компаний. Это был Stone».
Stone – девелопер коммерческой и жилой недвижимости – строил рядом офисный квартал премиального класса. Сотрудники компании согласились прийти в гости в «Ночлежку» и посмотреть, как организованы проекты помощи бездомным.
Встретившись, стороны решили вместо противостояния обсудить возможное сотрудничество. Год спустя Stone стал генеральным партнером «Ночлежки» в Москве.
По мнению Дарьи Байбаковой, поддержка Stone во многом спасла существование «Ночлежки» в этом районе. Другие компании, увидев, что коллеги доверяют благотворительной организации и сотрудничают с ней, перестали бояться.
В начале «Ночлежке» и Stone было важно сформулировать программу, которая будет отвечать ценностям компании и развивать систему помощи бездомным. Они нашли много общего. Во-первых, обе организации занимаются одним делом: помогают людям обрести дом. Во-вторых, бездомные – такие же жители города, поэтому, создавая инфраструктуру для одних людей, нужно заботиться об инфраструктуре и для других.
«Мы как девелопер — проектировщики городской среды. В свою очередь “Ночлежка” – тоже проектировщик, просто мы работаем на разные аудитории. Stone работает с клиентами, которые покупают собственную недвижимость. “Ночлежка” – с теми, кто остался без дома. Но и девелоперский бизнес, и деятельность благотворительной организации, направлены на то, чтобы создать город, комфортный для всех его жителей», – объясняет Желанова.
Поэтому направления помощи и мероприятия, в которых участвует Stone, – это «не набор несвязанных инициатив, не мозаика», а реализация единой программы с общей целью. Одним из ее аспектов является финансирование, которое, как рассказывает Байбакова, перестало быть лишь самым легким способом помочь хорошему делу, а стало возможностью поддержать значимый проект.
«Мы финансируем направления, важные для жизнедеятельности организации, но абсолютно непопулярные для благотворителей. Например, ту часть бюджета, которая идет на зарплаты сотрудникам, покупку чистящих средств, оплату коммунальных услуг», – добавляет Татьяна Желанова.
Совместный проект
«Дом на полдороги» – первый в России приют для женщин с опытом бездомности и зависимости.
По словам Байбаковой, в обществе считается, что бездомными становятся алкоголики и наркоманы. На самом деле зависимость – не причина, а следствие бездомности. «Когда человеку негде спать, нечего есть и приходится постоянно беспокоиться за свою жизнь, алкоголь является самым дешевым и доступным способом справиться со стрессом», – объясняет директор «Ночлежки».
Вторая цель московского «Дома на полдороги» заключается в работе с женской бездомностью, у которой есть свои особенности.
Женская бездомность чаще, чем мужская, связана с домашним насилием.
Кроме того, как отмечает Байбакова, насилие случается, когда женщина уже оказалась на улице, поэтому быть бездомной очень опасно. «Поскольку у подавляющего большинства бездомных женщин был опыт насилия, они стараются избегать проекты, в которых много мужчин, и не приходят за помощью», – добавляет она.
Stone пришла в «Ночлежку» с вопросом: какой следующий шаг важно сделать, чтобы система помощи бездомным людям развивалась и становилась эффективнее? Организация сказала, что нужен женский приют. По словам Байбаковой, решение Stone о поддержке «Дома на полдороги» было непростым: «Это не только непопулярная проблема бездомности, это вдвойне табуированная тема зависимости бездомных людей».
В новом проекте Stone смог реализовать свою профессиональную компетенцию как девелопер. Компания помогла в обустройстве женского приюта, а также выделила 10 миллионов рублей, чтобы «Дом на полдороги» работал в течение всего 2024 года.
Его задача – научить женщин жить с зависимостью, от которой нельзя избавиться, но можно выйти в ремиссию. Поэтому, как объясняет Байбакова, важно, чтобы женщина внутри программы реабилитации возвращалась к обычной жизни. Трудоустройство — значимая ее часть.
Сотрудники Stone предложили свое участие в проекте «Дома на полдороги» в качестве HR-консультантов. Они помогают женщинам в подготовке к собеседованию, в составлении резюме, в выборе места работы, «чтобы их не обманули или они не попали в трудовой дом».
Особенности и сложности
Когда Stone стал партнером «Ночлежки», компания столкнулась с вопросом, зачем она это делает. Его задавали и коллеги по рынку, и коллектив девелопера. Для того чтобы сотрудники понимали проблему бездомности не только в теории, но и увидели конкретных людей, ради которых вся эта программа работает, Stone занялся их погружением в процесс корпоративной социальной ответственности. Сначала для коллектива провели лекцию, затем – экскурсию в консультационной службе «Ночлежки», а потом появилась традиция рейсов «ночного автобуса».
«Наверное, для людей главный барьер – это представление, что бездомность всегда про что-то неприятное, про грязь. Но бездомность – это не образ жизни, а последствия проблемы, которая случилась с человеком, – говорит Татьяна Желанова. – Подумав, мы решили, что нет ничего эффективнее, чем показать людям проблему, лицом к лицу».
В первый год партнерства каждая последняя неделя месяца была закреплена за Stone. Кроме сотрудников, девелопер приглашал в рейсы «ночного автобуса» партнеров по рынку недвижимости, «тем самым показывая, что программа КСО – не искусственная дань моде, это честная работа над решением социальной проблемы».
В рейсе участвуют пять волонтеров, которые раздают бездомным горячую еду, средства гигиены, одежду. Сначала от Stone ездили два волонтера, но потом сотрудники стали настолько профессиональны в этой роли, что команда «Ночлежки» стала брать с собой троих.
«Когда коллеги впервые выезжали в рейс, многие переживали, что там не будет системы. А потом они увидели, что люди выстраиваются в очередь, женщин пропускают вперед, никто не ругается и драк не происходит. Это возвращает к мысли, что перед тобой такой же человек, как и ты. Просто у него по-другому сложилась жизнь», – рассказывает Желанова.
Спустя три года партнерства она считает, что прямое участие – это единственный верный и быстрый метод вовлечения сотрудников в социальную работу.
Факторы успеха
По словам Дарья Байбаковой, секрет успеха партнерства «Ночлежки» и Stone – это осознание общей проблемы.
«Самое устойчивое партнерство – это не когда мы просим помощи, а когда объединяем усилия в решении проблемы, значимой для каждой из сторон, – комментирует она. – В этом смысле гораздо сложнее нам было бы выстраивать отношения с компанией, которая, например, производит корм для животных».
Еще один ключевой фактор – признание экспертизы партнера в своем деле. «Коллеги никогда не приходили к нам с позицией, что это вы делаете неправильно, теперь сделайте так, как нам хочется», – говорит Байбакова. Выбирая, какие проекты поддерживать, Stone опирается на мнение сотрудников «Ночлежки». При этом экспертиза благотворительной организации заключается в том, чтобы выбрать именно тот проект, который будет наиболее эффективным.
Партнерство – это про выстраивание взаимоотношений, прозрачность и результаты. Дарья Байбакова утверждает, что проект не должен быть для бизнеса «черным ящиком», в который партнер вложил средства, и дальше он живет сам по себе.
«Между организациями должен происходить честный разговор о сложностях и успехах. Например, у нас есть программа трудоустройства: компания предлагает вакансии, и клиенты «Ночлежки» могут устроиться на работу в Stone. Поскольку прежде никто подобного не делал, мы довольно долго ее выстраивали: что-то шло не так, мы возвращались и переделывали», — рассказывает Дарья Байбакова.
Она советует не пытаться продать партнеру бесконечный успех, потому что это неправда. Директор «Ночлежки» считает, чем больше честности в отношениях, тем больше желания участвовать в проекте, даже если в процессе что-то идет не по плану.