«Белые ночи фандрайзинга» — ежегодная российская конференция по фандрайзингу (поиску средств на некоммерческие и благотворительные проекты). В 2016 году конференцию организуют Центр развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург) и Добро Mail.Ru. В работе конференции принимают участие около 300 фандрайзеров со всей России и стран СНГ.
17 июня — тренинг-день конференции. На одной из сессий конференции исполнительный директор фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков и исполнительный директор благотворительного фонда «Фонд Тольятти» Борис Цирульников рассказали, какие технологии фандрайзинга работают в регионах.
Прежде чем привлекать средства компаний, эксперты рекомендуют проанализировать местное бизнес-сообщество, понять, что сегодня влияет на предпринимательское дело, какова политическая и управленческая среда на вашей территории. Пригодятся также знания по налоговому кодексу о сроках бухгалтерской отчетности на предприятиях, особенностях формирования прибыли. Финансовый прогноз территории, состояние и развитие вашего потенциального партнера должно стать инструментом фандрайзера при формировании мероприятий по сбору средств, советуют эксперты. Помощь в этом могут оказать эксперты, руководители и члены Торгово-промышленной палаты, экономисты, политологи.
Самым эффективным способом обращения к представителям бизнеса является рекомендация, а лучше участие лица, имеющего влияние и авторитет у бизнесмена.
«Надо помнить, что наибольшее воздействие оказывают не только представители власти, но и почетные граждане, ведущие ученые, представители другого бизнеса», — отмечает исполнительный директор благотворительного фонда «Фонд Тольятти» Борис Цирульников.
Чтобы бизнес участвовал и в дальнейшем в деятельности НКО, для него нужно придумать мотивацию. Например, благотворители хотят знать, что меняет их вклад, поэтому эксперты советуют проводить конкурс «Благотворитель года», вручать благодарственные письма или дипломы, проводить пресс-конференции, на которых отмечать заслуги жертвователей. Можно даже попросить слово на производственном совещании.
«Отдельно от пиара фандрайзинг не существует, нет отдельных элементов деятельности вашей организации. Каждый из вас — все — занимаются фандрайзингом и работают на то, чтобы привлечь средства», — считает Борис Цирульников.
Новые реалии требуют новых моделей взаимодействия с бизнесом, обращают внимание эксперты. Сейчас предприниматели хотят не просто дать денег и забыть про это, а сами поучаствовать.
«Вы должны стать тем центром, вокруг которого создается некая сеть людей, которая готова вместе что-то делать. Получается сеть поддержки вашей организации. Ее надо формировать целенаправленно», — говорит исполнительный директор фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков.
«Элиты — это не те, кто богаты. А те, кто могут и готов брать ответственность на себя. Кто имеет своё мнение и готов его продвигать», — добавляет Борис Цирульников.
Эксперты призывают задуматься о «длинных деньгах» для некоммерческих проектов, то есть депозитах, целевом капитале, постоянных пожертвованиях. «Длинные деньги» дают другое представление о планировании, финансовом менеджменте», — говорит Шарипков.
В ходе сессии эксперты также дали рекомендации, что не надо говорить бизнесу. По их мнению, самое страшное слово для бизнеса — это «социальная ответственность». Предприниматель его не хочет слышать, поскольку подавляющее большинство бизнесменов считают, что если они создают рабочие места и платят налоги, то они уже на 150% социально ответственные.
К чему могут апеллировать НКО? К участию бизнеса в жизни сообщества как возможности остаться в истории своего города.
«Кто создал Третьяковскую галерею? Братья Третьяковы. А кто они были? Купцы и меценаты. А Альфред Нобель? Большинство людей не может сказать, какой у них был бизнес. Через 50 лет про это все забудут. А вот если предприниматель откроет картинную галерею, построит приют для бездомных животных или еще как-то поучаствует в жизни своего города, про него будут помнить спустя многие годы», — говорит Олег Шарипков.
Эксперты предлагают такой алгоритм для фандрайзеров по работе с бизнесом: заинтересовывать идеей, предложить принять участие, сделать это сообща, стать друзьями.
Также они советуют спросить у благотворителя, почему он дает деньги, стать вхожим в местные бизнес-клубы, посещать мероприятия для бизнеса и организовать специальные мероприятия для бизнесменов.