В работе сессии приняли участие представители фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», воронежских общественных организаций и профильных департаментов. В числе обсуждаемых вопросов – реформа системы психоневрологических интернатов и подготовка специалистов для работы с людьми с с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Все предложения касаются работы с совершеннолетними людьми. Активисты предлагают расширить функции психолого-медико-педагогической комиссии, чтобы специалисты могли давать рекомендации и выстраивать индивидуальную работу со взрослыми людьми. В 2017 году планируется создать пилотную группу людей в возрасте 14-16 лет, поскольку сейчас у комиссии нет полномочий заниматься людьми от 18 лет.
Предлагается начать проект «Самостоятельная жизнь», который подразумевает создание тренировочных квартир для людей с РАС и творческих мастерских, чтобы организовать их частичную занятость. Проект предполагает и организацию курсов для социальных работников.
Во время сессии в очередной раз был поднят вопрос о реформе психоневрологических интернатов. По мнению специалистов, необходимо создавать небольшие ПНИ, организованные по квартирному типу. Существующие учреждения необходимо реформировать в направлении открытости и соблюдения прав жителей. Сейчас активисты планируют провести аудит воронежских интернатов, чтобы после обсудить и по возможности исправить все нарушения и недочеты.
Как сообщила руководитель Воронежской общественной организации «Искра надежды» Татьяна Поветкина, большой блок вопросов касался обучения специалистов прикладному анализу поведения. Общую подготовку должны проходить все студенты Воронежского государственного педагогического университета. Также необходимо организовать стажировки студентов в школах, где работают ресурсные классы, и увеличить количество бюджетных мест в магистратуре по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования».
Программа «Аутизм. Маршруты помощи» реализуется в Воронежской области с 2014 года по направлениям: диагностика, раннее вмешательство, образование и жизнь в обществе. Сейчас в рамках программы в Воронеже в общеобразовательных школах и детских садах открыты ресурсные классы. В регионе работают семь ресурсных классов: пять из них в Воронеже, по одному – в Россоши и Борисоглебске. В двух воронежских детских садах действуют ресурсные группы. К началу нового учебного года планируется открыть еще несколько ресурсных классов в областном центре и районах.
Специалисты организации «Искра надежды» говорят о том, что необходимо проводить тренинги в медицинских учреждениях. Сейчас зачастую детям с аутизмом недоступны даже лечение зубов и сдача анализов.