Поминание бездомных прошло в храме святых бессребреников Космы и Дамиана. На панихиде каждого бездомного называют по имени, в память о каждом зажжена свеча.
Панихиду движение «Друзья общины святого Эгидия» проводит с 2006 года. Поминовение проходит в конце зимы, на него приходят волонтеры, бездомные и прихожане.
Сколько таких смертей — точно неизвестно. Если установить личность не удается, людей хоронят анонимно. Вместо памятной таблички – колышек с порядковым номером захоронения.
Фото: Мария Муравьёва / АСИ
Движение «Друзья общины святого Эгидия» уже почти 20 лет помогает бездомным на улицах Москвы: волонтеры приносят еду и горячий чай, общаются, стараются помочь. При поддержке Фонда президентских грантов открыты два дневных центра для бездомных и нуждающихся, где можно спокойно пообщаться, постирать одежду, постричься, воспользоваться компьютером, получить продуктовую помощь, одежду, маски и перчатки.
«Мы не социальные работники, у нас нет отношений волонтер-подопечный. С самого начала это дружеский, человеческий подход. И наша дружба не заканчивается со смертью», – объясняет Светлана Файн, директор «Друзей общины святого Эгидия» в Москве.
Волонтеры замечают, если кто-то из бездомных перестал приходить на встречи. Иногда спрашивают у других, знают ли они что-то о судьбе пропавших.
«Друзья общины святого Эгидия» занимаются похоронами людей, которых хорошо знают и с которыми дружили, чтобы можно было похоронить их достойно, под собственным именем. Получается не всегда: иногда о смерти бездомного волонтеры узнают не сразу, недели спустя, иногда не удается собрать нужные бумаги.
Самый сложный этап для организации похорон бездомного человека – получить свидетельство о смерти. Если у бездомного нет родственников, забрать тело может человек, возложивший на себя обязанность похоронить умершего. «Главное – доказать свое право на похороны», – говорит Светлана Файн.
Обычно оформление документов занимает пару недель. После того, как получено свидетельство о смерти, волонтер может действовать на правах родственника, и все идет по обычной схеме: агент ритуальных услуг, отпевание, крематорий.
У «Друзей общины святого Эгидия» есть ниша на Щербинском кладбище. Там захоронены бездомные друзья общины. Там же захоронена Лилия Зуева: с нее началась традиция проводить панихиду по бездомным в Москве.
Лилия, Модеста, Мила
Лилии Зуевой было 44 года, она жила у станции метро «Чистые пруды». Волонтеры познакомились с ней во время еженедельных раздач еды. 16 февраля 2006 года Лиля умерла.
«Мы поняли, что хотим ее по-человечески похоронить. Мы не хотели, чтобы она была просто номером. Каждый человек достоин прощания, погребения и могилы с именем», – говорит Светлана Файн.
Светлана отправилась в милицию, поговорила с сотрудниками, съездила на опознание. В морге долго объясняла, почему для нее важно забрать Лилю. Так волонтеры похоронили первого бездомного в Москве.
На самом деле, традиция поминать бездомных появилась задолго до смерти Лили. Панихиду по бездомным проводят в Риме с 1983 года. 31 января на вокзале Термини умерла Модеста Валенти. Она была бездомной, и скорая отказала ей в помощи. Отпевание и похороны взяла на себя римская Община святого Эгидия, на это у волонтеров ушло 11 месяцев.
На вокзале Термини установили барельеф, около которого ежегодно проходит акция памяти.
В Риме появилась улица Модесты Валенти. Она виртуальная. Ее нет на карте Рима, ее не знают таксисты, зато она указана в документах многих бездомных, и это позволяет им получать социальную помощь и услуги.
«С тех пор в Риме в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере проходит литургия в память Модесты и других бездомных, погибших на улице. Собор заполняют люди, которые вспоминают Модесту и каждого из тех, кто умер на улице. Многие бездомные называют ее святой Модестой и ищут у нее помощи и защиты. Конечно, Модеста не святая, но она стала покровительницей многих бездомных», – говорит Светлана Файн.
Сейчас панихида по бездомным проходит практически во всех городах, где есть Община святого Эгидия. В каждом городе был свой первый бездомный, отпетый и похороненный общиной. Например, в Киеве это была Мила. Как и Лиля, она погибла в 2006 году.
Друзья – это тоже семья
Важно, чтобы, умирая, человек был уверен: его будут помнить, он останется в сердцах.
Некоторых удается вернуть домой. Так получилось с Натальей. После ее смерти волонтеры нашли родственников, они забрали тело, увезли Наталью на малую родину.
«Это были настоящие деревенские похороны. Все село собралось проститься, двери открыты, все близкие рядом. Если бы не наши друзья, Наташа сгинула бы в мегаполисе, умерла раньше и не в больнице, а ее родные так никогда бы и не узнали о ее судьбе», – рассказывает Светлана Файн.
Фото: Suhyeon Choi / Unsplash
Если не удается найти родственников, проститься с бездомными приходят знакомые и волонтеры. На похороны к Инне пришло больше 30 человек.
«Много людей и ни одного кровного родственника… Это тоже семья, эти люди ее любят, и они были рядом, когда она собралась в последний путь», – говорит Светлана Файн.