Премьерные показы «Оды странным» прошли 2 и 3 июля в Доме культуры «Рассвет».
Театральная школа «Инклюзион. Тверская 15» открылась в 2020 году. В ней занимаются люди разного возраста и профессий, с разным пониманием театра.
Итогом стала постановка, которую создатели называют «спектакль-комментарий к повседневности внутри потерянной реальности».
Пять историй, восемь человек
Четыре кусочка неба, и только один – голубой: декорации у «Оды странным» минималистичные. На сцене только серые кресла и неприметный фон: все внимание приковано к актерам и их историям.
«Ода странным» — это пять историй. Герои в ожидании: автобуса, дождя, подарка, прощения, счастья в личной жизни. Ждут так долго, что забывают, что им надо и куда они едут.
Фото: Дима Жаров / АСИ
«Это спектакль о нас. О том, как сохранить свою самоидентификацию, как не потеряться в толпе и как оставаться человеком несмотря ни на что. Моя история, отраженная в спектакле – это история соприкосновения с толпой, которая до сих пор оставалась глубоко личной», – говорит актер Сергей Парахин.
Пять сцен основаны на личном опыте участников, в том числе связанном с инвалидностью.
Сцены в постановке статичные, диалоги распадаются на моновысказывания. «Я бы на вашем месте бросила курить», «Я бы на вашем месте позаботилась о себе», – даже вне контекста эти фразы раскрывают историю героев.
Долгая подготовка
«Ода странным» напоминает о ценности каждого человека, независимо от социальных, физических и ментальных различий.
«Спектакль стал такой помощью друг другу выразить свои мысли, недосказанные эмоции, которые можно выказать только с поддержкой человека рядом. «Ода странным» – это тропинка во внутренний мир каждого из нас», – объясняет актриса Ася Кужелева.
Такая постановка – это возможность помочь людям с инвалидностью не просто рассказать о себе, но и получить новые знания. Ученики школы два года посещали занятия по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Чтобы актеры могли привыкнуть к сцене до премьеры, некоторые занятия в школе делали открытыми: проводили открытые уроки по актерскому мастерству и сценической речи. За два года участники школы успели сделать несколько открытых показов, поработать с инклюзивной лабораторией «Современника» и провести тренинги для разной аудитории.
Для организаторов было важно сделать постановку доступной не только для актеров, но и для зрителей: поэтому все два дня спектакль переводили на русский жестовый язык.
«Факт создания спектакля людьми с инвалидностью и их присутствие на сцене создает атмосферу принятия и безопасности, если очень разным людям есть место на сцене, значит, им есть место и в зрительном зале», – уверены в «Инклюзионе».
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.