Новости
Новости
20.11.2024
19.11.2024
18+
Спецпроекты

«КиноКадры» — проект о реальных людях

Как создавался киноальманах «Один день во благо» о людях из сферы благотворительности, которые живут и работают в пяти регионах страны – Курской, Орловской, Белгородской, Смоленской и Оренбургской областях.

Фото: Надежда Цыкалова / АСИ

Проект «КиноКадры» придумали Агентство социальной информации, которое уже 30 лет поддерживает некоммерческий сектор страны, рассказывая о благотворительности и работе НКО, и компания Time Code Production, команда которой снимает документальные фильмы и сериалы социальной тематики и ведет мастерскую «Первый Doc». Финансовую поддержку проекту оказал Президентский фонд культурных инициатив.

О том, как был организован проект, как выбирали авторов и снимали фильмы для альманаха, рассказывает творческий руководитель мастерской «КиноКадры», креативный продюсер Time Code Production Ольга Тимофеева.


В проекте «КиноКадры» мы решили объединить усилия и помочь людям, которым интересна социальная тематика, снять свои первые фильмы на эту тему. Мы не боимся социальных тем. Мы знаем, что в них скрыт большой потенциал, потому что это истории о реальных людях, о преодолении трудностей, о стремлении к справедливости и взаимопомощи, о любви и дружбе. Через такие истории, через подготовку новых авторов, которым они интересны, можно поддержать благотворительные организации и сделать так, чтобы о них узнали по всей стране. 

Наш проект посвящен людям из сферы благотворительности, которые живут и работают в пяти регионах страны — это Курская, Орловская, Белгородская, Смоленская и Оренбургская область.

Проект шел почти год, и в него уложились и киномастерская, и фотовыставки, и премьеры в пяти городах, и онлайн-встречи, и интервью с интересными людьми. 

Авторы Агентства социальной информации регулярно готовили материалы о документальном кино, его авторах и режиссерах, о способах отражения реальности, влияния на нее с киноэкрана.

На киномастерской слушатели под руководством опытных наставников из компании Time Code Production учились искать интересных героев, продюсировать свои съемки, снимать без брака и строить историю на монтаже, переснимать и перемонтировать столько раз, сколько нужно для того, чтобы это можно было назвать своим первым фильмом.

Сергей Глазунов
режиссер, автор практического курса и творческий руководитель мастерской «КиноКадры»

Через два месяца непрерывной работы со студентами мы отобрали восемь лучших работ, разработали общий стиль, определили единую схему цветокоррекции, обработали звук, добавили заставки, музыку, эффекты, титры, а главное — продумали внутреннюю логику развития, выстроив истории в такой последовательности, чтобы зритель легко втянулся в просмотр, испытал поочередно разные эмоции и не слишком устал за 50 минут, — так появился альманах «Один день во благо».

«КиноПоиск»: онлайн-встречи в регионах и поиск авторов

Все началось с пяти онлайн-встреч, по одной для каждого региона, на которых рассказали об идее мастерской и пригласили всех, кто хочет научиться интересно и нескучно снимать истории про добрые дела, подавать заявки на конкурсный отбор.

Ирина Субботина
куратор проекта «КиноКадры»

Заявки поступали от тех, кто уже заинтересован в создании документальных историй о героях благотворительной сферы. То есть у людей уже была высокая мотивация реализовать свое намерение, свою мечту и получить результат. Они были готовы потратить время и приложить усилия для этого. У каждого участника были разные вопросы и разный опыт: кто-то хотел больше узнать о съемках, кто-то о монтаже, для кого-то было непонятно, как провести интервью с героем. Такие базовые знания и навыки в комплексе давала мастерская. Важный момент в том, что обучали на мастерской профессионалы с опытом, с успешными кейсами за спиной.

Интенсив в Москве

Выбрали 20 человек и в начале ноября пригласили их в Москву. Мы организовали лекции и практикумы по драматургии и построению истории, которые прочитали режиссер Сергей Глазунов и я, креативный продюсер Ольга Тимофеева.

Дальше участников мастерской ждало знакомство с лучшими примерами документального кино на социальные темы, здесь проходили занятия по операторскому мастерству и монтажу, отсюда наши слушатели выезжали на съемки и сюда привозили материал. 

На второй день мы разделили слушателей на пять групп во главе с действующими операторами и линейными продюсерами компании и отправили их на реальные съемки с задачей снять видеоролик. На третий день к работе в группах подключились профессиональные монтажеры — и вечером были готовы пять живых и интересных, веселых и грустных роликов о центре «Дом друзей», о керамической мастерской творческого объединения «Круг» и швейной мастерской «Уютка» фонда «Лавка радостей», об инклюзивном кафе «Разные зерна» и котокафе «Котики и люди». 

Онлайн-мастерская: поиск героев, съемка и монтаж

После началась онлайн-мастерская, которая проходила раз в неделю. У каждого занятия была теоретическая и практическая часть. Концепция альманаха была продумана заранее — один день из жизни человека, который связан с благотворительностью. Но этого человека — своего героя — каждому из 20 участников мастерской нужно было найти самостоятельно. 

Конечно, мы помогали в поисках героя, объясняя, что интересный герой — это человек, которому не все равно, у него есть цель и ему приходится преодолевать препятствия на своем пути, иначе говоря, есть конфликт и потенциал для построения драматургии в истории. Некоторым участникам пришлось менять героев, каждого из них ждали успехи и неудачи на этом пути. И свои успехи за время мастерской сделал каждый, кто действительно работал над фильмом, даже если в итоге его работа и не попала в альманах.

Так прошло шесть недель мастерской, мы дали еще две недели на доработку и наконец «собрали урожай» — 18 очень разных историй, часть из которых и составили альманах «Один день во благо». 

«КиноПремьеры»: что увидели зрители

Дальше были премьеры в Орле, Курске, Оренбурге Старом Осколе и Смоленске. Кураторы и руководители мастерской пять раз посмотрели альманах вместе с разными аудиториями и обсудили с авторами, героями и людьми из благотворительности каждого региона. Каждый раз это было по-своему интересно.

В фойе зрителей встречала фотовыставка, где с портретов смотрели лица людей, которые делают наш мир чуть лучше, добрее и справедливее, — так зрители могли познакомиться с героями своего города, которые связали свою жизнь с работой в благотворительных организациях.

Ксения Николаева
pr-менеджер проекта "КиноКадры"

Вдохновляющим было то, как зрители реагировали на фильм. Многие не знали о существовании разных видов помощи людям и буквально открывали мир благотворительности для себя, узнавая про жизнь героев на экране. Самым эмоциональным был момент в Старом Осколе, когда школьница из зала рассказала историю, что в ее школе есть мальчик с особенностями и что над ним смеются, и это неправильно, потому что он в этом не виноват: «Он просто такой». Посмотрев киноальманах, девочка-подросток увидела, как много людей с особенностями и как им можно помогать.

«КиноРазбор»: что дальше

На завершающей онлайн-встрече волнующиеся авторы услышали много ободряющих слов: их пригласили подать свои работы на конкурсы «Лампа» и Lime, предложили поддержку при подаче на гранты от Агентства социальной информации и при разработке новых историй от Time Code Production.

Елена Тополева-Солдунова
директор Агентства социальной информации

Мне нравится, что люди, которые рассказывают о себе и своем пути, не рыцари без страха и упрека, а обычные люди. Ты смотришь на них и понимаешь: ты тоже мог оказаться на их месте. После просмотра нет ощущения, что люди подумают: ”Ой, это не про нас, это про каких-то особенных”. Наоборот, истории показывают людей, в которых многие себя могут узнать. И это может подтолкнуть к тому, чтобы попробовать себя в полезном деле.

Альманах «Один день во благо»

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике