Проект «КиноКадры» придумали Агентство социальной информации, которое уже 30 лет поддерживает некоммерческий сектор страны, рассказывая о благотворительности и работе НКО, и компания Time Code Production, команда которой снимает документальные фильмы и сериалы социальной тематики и ведет мастерскую «Первый Doc». Финансовую поддержку проекту оказал Президентский фонд культурных инициатив.
О том, как был организован проект, как выбирали авторов и снимали фильмы для альманаха, рассказывает творческий руководитель мастерской «КиноКадры», креативный продюсер Time Code Production Ольга Тимофеева.
В проекте «КиноКадры» мы решили объединить усилия и помочь людям, которым интересна социальная тематика, снять свои первые фильмы на эту тему. Мы не боимся социальных тем. Мы знаем, что в них скрыт большой потенциал, потому что это истории о реальных людях, о преодолении трудностей, о стремлении к справедливости и взаимопомощи, о любви и дружбе. Через такие истории, через подготовку новых авторов, которым они интересны, можно поддержать благотворительные организации и сделать так, чтобы о них узнали по всей стране.
Ольга Тимофеева. Фото: Надежда Цыкалова / АСИ
Наш проект посвящен людям из сферы благотворительности, которые живут и работают в пяти регионах страны — это Курская, Орловская, Белгородская, Смоленская и Оренбургская область.
Проект шел почти год, и в него уложились и киномастерская, и фотовыставки, и премьеры в пяти городах, и онлайн-встречи, и интервью с интересными людьми.
Авторы Агентства социальной информации регулярно готовили материалы о документальном кино, его авторах и режиссерах, о способах отражения реальности, влияния на нее с киноэкрана.
На киномастерской слушатели под руководством опытных наставников из компании Time Code Production учились искать интересных героев, продюсировать свои съемки, снимать без брака и строить историю на монтаже, переснимать и перемонтировать столько раз, сколько нужно для того, чтобы это можно было назвать своим первым фильмом.
Через два месяца непрерывной работы со студентами мы отобрали восемь лучших работ, разработали общий стиль, определили единую схему цветокоррекции, обработали звук, добавили заставки, музыку, эффекты, титры, а главное — продумали внутреннюю логику развития, выстроив истории в такой последовательности, чтобы зритель легко втянулся в просмотр, испытал поочередно разные эмоции и не слишком устал за 50 минут, — так появился альманах «Один день во благо».
«КиноПоиск»: онлайн-встречи в регионах и поиск авторов
Все началось с пяти онлайн-встреч, по одной для каждого региона, на которых рассказали об идее мастерской и пригласили всех, кто хочет научиться интересно и нескучно снимать истории про добрые дела, подавать заявки на конкурсный отбор.
Заявки поступали от тех, кто уже заинтересован в создании документальных историй о героях благотворительной сферы. То есть у людей уже была высокая мотивация реализовать свое намерение, свою мечту и получить результат. Они были готовы потратить время и приложить усилия для этого. У каждого участника были разные вопросы и разный опыт: кто-то хотел больше узнать о съемках, кто-то о монтаже, для кого-то было непонятно, как провести интервью с героем. Такие базовые знания и навыки в комплексе давала мастерская. Важный момент в том, что обучали на мастерской профессионалы с опытом, с успешными кейсами за спиной.
Интенсив в Москве
Выбрали 20 человек и в начале ноября пригласили их в Москву. Мы организовали лекции и практикумы по драматургии и построению истории, которые прочитали режиссер Сергей Глазунов и я, креативный продюсер Ольга Тимофеева.
Дальше участников мастерской ждало знакомство с лучшими примерами документального кино на социальные темы, здесь проходили занятия по операторскому мастерству и монтажу, отсюда наши слушатели выезжали на съемки и сюда привозили материал.
На второй день мы разделили слушателей на пять групп во главе с действующими операторами и линейными продюсерами компании и отправили их на реальные съемки с задачей снять видеоролик. На третий день к работе в группах подключились профессиональные монтажеры — и вечером были готовы пять живых и интересных, веселых и грустных роликов о центре «Дом друзей», о керамической мастерской творческого объединения «Круг» и швейной мастерской «Уютка» фонда «Лавка радостей», об инклюзивном кафе «Разные зерна» и котокафе «Котики и люди».
Онлайн-мастерская: поиск героев, съемка и монтаж
После началась онлайн-мастерская, которая проходила раз в неделю. У каждого занятия была теоретическая и практическая часть. Концепция альманаха была продумана заранее — один день из жизни человека, который связан с благотворительностью. Но этого человека — своего героя — каждому из 20 участников мастерской нужно было найти самостоятельно.
Конечно, мы помогали в поисках героя, объясняя, что интересный герой — это человек, которому не все равно, у него есть цель и ему приходится преодолевать препятствия на своем пути, иначе говоря, есть конфликт и потенциал для построения драматургии в истории. Некоторым участникам пришлось менять героев, каждого из них ждали успехи и неудачи на этом пути. И свои успехи за время мастерской сделал каждый, кто действительно работал над фильмом, даже если в итоге его работа и не попала в альманах.
Так прошло шесть недель мастерской, мы дали еще две недели на доработку и наконец «собрали урожай» — 18 очень разных историй, часть из которых и составили альманах «Один день во благо».
«КиноПремьеры»: что увидели зрители
Дальше были премьеры в Орле, Курске, Оренбурге Старом Осколе и Смоленске. Кураторы и руководители мастерской пять раз посмотрели альманах вместе с разными аудиториями и обсудили с авторами, героями и людьми из благотворительности каждого региона. Каждый раз это было по-своему интересно.
В фойе зрителей встречала фотовыставка, где с портретов смотрели лица людей, которые делают наш мир чуть лучше, добрее и справедливее, — так зрители могли познакомиться с героями своего города, которые связали свою жизнь с работой в благотворительных организациях.
Вдохновляющим было то, как зрители реагировали на фильм. Многие не знали о существовании разных видов помощи людям и буквально открывали мир благотворительности для себя, узнавая про жизнь героев на экране. Самым эмоциональным был момент в Старом Осколе, когда школьница из зала рассказала историю, что в ее школе есть мальчик с особенностями и что над ним смеются, и это неправильно, потому что он в этом не виноват: «Он просто такой». Посмотрев киноальманах, девочка-подросток увидела, как много людей с особенностями и как им можно помогать.
«КиноРазбор»: что дальше
На завершающей онлайн-встрече волнующиеся авторы услышали много ободряющих слов: их пригласили подать свои работы на конкурсы «Лампа» и Lime, предложили поддержку при подаче на гранты от Агентства социальной информации и при разработке новых историй от Time Code Production.
Мне нравится, что люди, которые рассказывают о себе и своем пути, не рыцари без страха и упрека, а обычные люди. Ты смотришь на них и понимаешь: ты тоже мог оказаться на их месте. После просмотра нет ощущения, что люди подумают: ”Ой, это не про нас, это про каких-то особенных”. Наоборот, истории показывают людей, в которых многие себя могут узнать. И это может подтолкнуть к тому, чтобы попробовать себя в полезном деле.