21 сентября в Общественной палате РФ состоялось совместное заседание старого и нового состава Общественного совета при Министерстве труда. Это значит, что старый состав закончил свои полномочия и начинается работа нового состава.
Заседание прошло с участием министра труда и социальной защиты Антона Котякова и секретаря Общественной палаты РФ Лидии Михеевой.
Такое внимание со стороны высоких лиц, мне кажется, не случайно. На мой взгляд, Общественный совет именно при этом министерстве особенно важен. К нему особый запрос, от него особые ожидания, так как это министерство, в общем-то, отвечает за качество жизни наших граждан.
Общественный совет играет очень важную роль. Потому что он должен осуществлять общественный контроль за тем, чтобы все, что делается в министерстве: во-первых, реально отвечало запросам граждан и работало им на пользу. Во-вторых, чтобы все решения принимались оперативно, без проволочек. И когда требуется корректировка курса социальной политики, чтобы это происходило быстро.
Довольно много лет я была председателем этого Общественного совета, в течение двух созывов. Сейчас нужна смена лиц, что называется. Новым председателем совета избран Константин Абрамов, которому деятельность эта хорошо знакома — он тоже давно работает и до сих пор возглавлял комиссии совета.
Подводя итоги своей личной работы и работы совета в прежнем созыве, я хочу сказать, что это был очень хороший состав.
На протяжении всего времени, когда я была председателем, совет точно никогда не был равнодушным или чрезмерно лояльным министерству. То есть он всегда был по-настоящему активным и боевым.
Это был сбалансированный состав, компетентный практически в любой теме, которая входит в область ответственности министерства. Там были представители и профсоюзов, и работодателей, а также специалисты по трудовому праву, социальной защите, пенсионному и социальному страхованию, НКО, инвалидам.
Все были экспертами высокого уровня, и важно, что это были люди с активной гражданской позицией. И при этом они умели находить компромисс.
Такое часто бывает, к сожалению, когда люди с активной позицией не очень слышат друг друга в споре. У нас же, хотя дискуссии были всегда, они велись очень корректно.
Я бы сказала, что у этого совета был высокий морально-этический градус: все уважали друг друга, относились ответственно к своему собственному статусу, не использовали его в своих интересах.
В первую очередь, я хотела бы от всей души поблагодарить тех, кто работал в этом составе и пару слов сказать про особенности нашей работы.
Нам выпало работать в непростое время, потому что был ковид. Думаю, не на все сферы жизни влияние этой ситуации было одинаковым. Сложнее всего, наверное, пришлось Общественному совету при Минздраве. Но мы тоже столкнулись с массой вызовов.
Я хочу поблагодарить членов совета за то, что они оперативно мониторили все, что происходит в обществе, что волнует людей. И мы это сразу доносили до руководства министерства.
Мы работали не от заседания к заседанию, а в формате нон-стоп.
Если выяснялось, например, что люди не могут оформить инвалидность, зарегистрироваться в службе занятости, оставшись без работы, или что-то другое, мы это фиксировали и сообщали в министерство. Очень много было вопросов у пожилых людей по поводу получения пенсий, по поводу их социальной защиты. Надеюсь, есть и наша заслуга в том, что был принят онлайн-формат медико-социальной экспертизы, и какие-то проблемы безработных и пожилых удалось решить.
Еще одна важная тема: объединение фондов пенсионного и социального страхования. Наш совет дал огромное количество предложений и многое было учтено.
После начала спецоперации, когда хлынул поток беженцев, мы так же быстро собрались, сразу стали обсуждать проблемы их занятости. И тема трудоустройства беженцев получила большую проработку со стороны министерства.
Тут, конечно, и министерство надо поблагодарить: они оперативно на все реагировали, шли нам навстречу.
Надо сказать, что, кроме отклика на какие-то острые ситуации, у совета довольно много текущей работы — общественная экспертиза нормативных правовых актов, разрабатываемых министерством.
Мне кажется, что ценным в нашем совете было и то, как мы строили рабочий процесс. Я не знаю, как работают другие советы, но у нас был отлаженный алгоритм: все вопросы сначала прорабатывались в комиссиях. А комиссии давали министерству уже конкретные предложения по совершенствованию тех или иных нормативных актов. То есть нормативные акты на заседаниях совета рассматривались не «с нуля»: на обсуждение выносились уже проработанные позиции, оформленные протоколом. Это, на самом деле, большая работа, которую все делали на общественных началах. Люди много времени и сил инвестировали в нее…
Хочется поблагодарить всех.
В первую очередь, Лилию Овчарову. Она была, по сути, первым моим заместителем. Всегда меня выручала, если я не могла быть на заседаниях, очень помогала в принятии решений. Это эксперт с большой буквы и очень ответственный, активный член совета.
То же самое могу сказать и о Елене Феоктистовой, председателе комиссии по социальной защите населения. Она — очень принципиальный человек, идущий до конца в отстаивании своей позиции.
Так же огромное спасибо хочу сказать Марине Москвиной, которая возглавляла комиссию по труду и занятости. Это высокопрофессиональный и очень честный, порядочный, высоко этичный человек.
Светлана Маковецкая, председатель комиссии по общественным коммуникациям и связям с регионами, вела большую работу по взаимодействию с региональными общественными советами при региональных министерствах. Благодаря ей и ее комиссии мы знали, что происходит не только в столицах.
Мария Мокина, которая представляла ОТР, занималась мониторингом информационного поля, чтобы вовремя отслеживать, что волнует людей и подавать сигналы, чтобы мы на совете поднимали эти актуальные вопросы, включали их в повестку министерства…
Константин Абрамов, избранный председателем нового созыва, тоже делал очень много. Среди прочего, он занимался вопросами повышения эффективности работы совета.
В последнее время ОП выдвигает больше требований к работе общественных советов с точки зрения оценки их эффективности. Важно, чтобы они активно поддерживали связь с гражданами. Чтобы люди знали, что есть такой орган, куда можно обратиться, если они, например, не удовлетворены ответом на их обращение в министерство. Константин как раз занимался тем, чтобы это взаимодействие отладить. У него были интересные предложения, и я надеюсь, что многое теперь получится реализовать.
Думаю, что взаимодействие с людьми — это именно то, на что стоит обратить внимание новому совету.
Возможно, члены совета должны сами участвовать в приеме граждан и понимать, как он ведется, что волнует людей. Возможно, нужно активизировать социальные сети Общественного совета и вообще любые каналы обратной связи.
Мое пожелание новому составу совета, чтобы прямой непосредственный контакт с гражданами стал одним из главных фокусов их работы. Потому что в этом плане мы, нашим прежним составом, явно не все смогли сделать.