Новости
Новости
20.01.2025
17.01.2025
16.01.2025
18+
Серии

Быть волонтером: «Вытираешь лужу на полу, но знаешь, что у этой собаки большое будущее»

Юля и Слава Прохоровы — волонтерская семья. Они берут на воспитание щенков, которые станут собаками-помощниками.

Фото: Дима Жаров / АСИ

24 апреля — Международный день собаки-поводыря.

«Все началось с того, что жизнь довольно сложная штука», — говорит Юля. Муж был в командировке, она переживала неприятную ситуацию. За утренним кофе посмотрела ролик об учебно-кинологическом центре, узнала, что можно взять на воспитание собаку и тут же на эмоциях заполнила анкету. Трудный жизненный момент прошел, эмоции утихли, а собачья тема осталась. Сейчас Юля и Слава воспитывают уже второго щенка и выпускают подкаст о собаках, их помощи и месте в обществе.

Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники» с 2003 года обучает собак-поводырей для незрячих людей и собак-терапевтов для реабилитационных занятий с детьми с особенностями развития. Подрастающих щенков помещают в приемные семьи, чтобы они привыкали к жизни в городских условиях и получали необходимую им заботу. Когда собаке исполняется год, она проходит обучение в тренировочном центре. Потом ее бесплатно передают нуждающемуся в ее помощи человеку.

Юля и Слава Прохоровы — маркетологи, специалисты по рекламе, волонтеры учебно-кинологического центра «Собаки-помощники».

«Сейчас отовсюду приходит много не самых радостных новостей, мы все живем в очень тяжелом инфопространстве, поэтому хочется делать что-то хорошее и доброе. Вот мы и подумали, что помочь в воспитании будущего поводыря — неплохая миссия, — говорит Юля. — Плюс временная собака поможет нам протестировать, насколько этот образ жизни вообще для нас приемлем. Мы и раньше думали о собаке, но когда узнали о центре, то удивились, почему об этом не слышали? Видимо, нужен был тот сложный момент, чтобы дальше жизнь довольно сильно поменялась.

Когда нам позвонили уже с конкретным предложением, мы еще раз обсудили, готовы ли к этому. Был выбор — взять подросшего щенка или совсем маленькую девочку. Мы выбрали крошку, чтобы пройти весь путь. Так в феврале 2023 года у нас появилась Вафля.

Вафля. Фото: Дима Жаров / АСИ

Становясь волонтером, нужно морально быть готовым к тому, что вместе с собакой ты берешь колоссальную ответственность. Нужно понимать, что, пока она маленькая, сколько бы ты ни сердился, сколько бы ни выгуливал, сначала убирать за ней все равно придется тебе.

Если берешь собаку с потенциально большим будущим, тебе придется тратить время и прикладывать усилия. Но к этому можно привыкнуть, научиться планировать и распределять обязанности так, чтобы справляться.

Для собаки, которая в будущем станет поводырем или терапевтом, очень важно в раннем возрасте научиться жить среди разных раздражителей. Вот нас двое, у нас разные голоса, разные характеры, и собака ведет себя с нами по-разному. Еще у нас два кота — и мы учим ее не обращать на них внимания. Потому что дальше она будет работать с человеком и не должна фиксироваться на других животных, отвлекаться на детей, реагировать на транспорт, резкие звуки и другие внешние факторы. Она должна четко выполнять свои задачи.

Раз в 7–10 дней к нам приезжает куратор, она тренирует собаку. На связи с ней мы постоянно, если какие-то вопросы или проблемы — всегда можно посоветоваться.

Переживания о том, что сделаешь что-то не так и испортишь собаку, конечно, бывают, тем более что это будет довольно дорогая ошибка. Куратор наблюдает и если видит, что семья не справляется, то собаку передают в другую. Это тоже часть волонтерской жизни.

После семьи собака попадает в тренировочный центр, где еще полгода проходит обучение по определенной программе. Бывает, что на этом этапе становится понятно: работать она не сможет — например, не удается справиться с зоофиксацией, и она все равно отвлекается на других животных. Тогда ей находят обычных хозяев.

Большинство собак справляются. Они учатся взаимодействовать с тренером и с окружением, ходить по маршруту, предупреждать человека об опасностях и помогать ему в повседневных задачах. Когда обучение подходит к концу, собака знакомится с ожидающим ее человеком. Еще некоторое время уходит на то, чтобы они научились работать друг с другом, сотрудничать.

Вафля прожила у нас восемь с половиной месяцев. Мы очень к ней привыкли. В том, что она уйдет и будет работать, мы не сомневались. Было немало печальных минут, когда мы представляли наше расставание. Но на воспитание эти эмоции никак не влияли.

Волонтер должен отдавать себе отчет, что он вкладывает силы в собаку, с которой придется попрощаться.

К тому же Вафля постаралась, чтобы расставаться было легче. За две недели до этого у нее начался подростковый кризис — и идеальная прежде собака стала громить и грызть все вокруг, иногда просто выводила из себя. К концу этих двух недель у нас совершенно не было сил, но, когда мы сажали ее в центре в карантинную клетку, все равно было грустно. А сама она была счастлива — потому что она лабрадор, а лабрадоры всегда выглядят довольными.

Фото: Дима Жаров / АСИ

После Вафли мы решили, что никого не будем брать. В ближайшее время — точно. Мы невероятно устали. Но через полтора месяца у нас неделю на передержке пожил пес-поводырь, хозяева которого были в отъезде, и стало понятно, что без собаки нам скучно. Убираться надо не так часто, как когда шерсть по всей квартире, и телевизор смотришь, а никто у тебя на ногах не лежит так, что они немеют.

К тому же у нас уже был подкаст, прекращать делать который мы не собирались.

Через несколько недель после того, как у нас появилась Вафля, мы вдруг подумали: воспитание собак-поводырей такая обширная тема, а мы оба медиаменеджеры — почему мы не делаем подкаст? Тем более что это самый подходящий формат для незрячих людей.

Тематика подкаста не ограничивается рассказом о работе центра. Мы хотим в целом говорить о проблемах людей, которые заводят собак, и о культуре поведения как хозяев, так и окружающих. Люди часто реагируют: ”Уберите, она всех покусает!” Или, не обращая внимания на хозяина, зрячего или незрячего, шлейку и обозначения, что это поводырь, начинают с собакой разговаривать, без спроса гладить, воспитывать или даже кормить. Собаке размером больше, чем с ладошку, нельзя заходить в большинство общественных мест, а значит, и человеку, с которым она, вход туда закрыт. Хозяева тоже далеко не всегда готовы убирать за животным и соблюдать определенные правила. Наш подкаст — место для выстраивания диалога и развития культуры взаимодействия людей и собак.

До того как у нас в жизни появились собаки, у нас в семье была такая немножко обидная фраза на случай, когда устал и не хочешь что-то делать: ”Это будет решать министерство не моих собачьих дел”. Она легла в основу названия подкаста — ”Министерство наших собачьих дел”. ”Официальными представителями” стали лабрадор Астра фандрайзера центра Элины Почуевой, с которой мы делаем подкаст, и Вафля. А когда Вафля ушла учиться дальше, стал нужен новый ”министр”.

Фото: Дима Жаров / АСИ

В ноябре центр объявил ежегодную акцию по сбору средств на покупку щенков, которые в новом году будут проходить обучение. Если донор вносит разовое пожертвование, которое покрывает стоимость покупки щенка, он может сам дать ему имя. Мы вместе с Элиной внесли нужную сумму и даже просили слушателей подкаста предлагать варианты. Но в итоге выбрали сами по песне Ruby группы Kaiser Chiefs. Долгое время никто не знал, кто эта прекрасная Руби, которой посвящен хит. И лишь недавно выяснилось, что у участника группы был черный лабрадор с такой кличкой, хозяин ходил по дому и повторял: ”Руби-Руби-Руби-Руби” — и это стало одним из самых узнаваемых музыкальных рефренов 2000-х.

В феврале 2024 года к нам приехала наша Руби. И с ней все абсолютно не так, как было с Вафлей. Та, например, очень любила быть в центре внимания, и если мы начинали спорить о чем-то — о ее воспитании, подкасте или каких-то своих делах — и разговор шел на повышенных тонах, она начинала вокруг скакать и, даже притом что приучена не лаять, подавать голос: ”Смотрите на меня!” Сначала это раздражало: ты хочешь на человека накричать, а не можешь. Но потом пришлось привыкнуть просто говорить. При Руби мы как-то тоже стали выяснять отношения, а она просто ушла играть со своими игрушками — у меня свои дела, вы взрослые люди, сами разбирайтесь. И тут мы сказали: ”Эй, подожди, алло? Ты нам не помогаешь! Если ты уходишь, когда мы спорим, как ты будешь скреплять нашу семью?”

Сейчас в соцсетях центра мы рассказываем о том, как живем с Руби. Мы считаем, что волонтерам действительно нужно быть готовыми к тому, что их ждет не только пушистый комок радости, но и лужи под шкафом, вонь изо рта, когда меняются зубы, первая течка, если это девочка, неадекватные люди на улице и много еще всего интересного.

Но столько же, сколько в это вкладываешь сил, столько же получаешь удовлетворения. Работа маркетологов не дает такого быстрого результата, какой дает собака. На работе много делаешь, а видишь таблички и рекламные кабинеты. А здесь два-три дня тренировок по полчаса, и вот она уже выполняет команду.

Видишь, как собака растет, меняется, становится внимательнее. От происходящего в мире могла бы съехать кукуха, но у нас есть собака, подкаст — и мы в порядке. Поэтому мы тоже берем от жизни с собакой по максимуму.

А еще Вафля проходит обучение как одна из первых собак-ассистентов для людей, переживших тяжелую психологическую травму. Центр запустил пилотный проект по подготовке собак, которые будут помогать справляться с симптомами ПТСР.

Это новый для России опыт, но мы надеемся, что он найдет применение в нашей стране, а постепенно подтянется и законодательная база. Потому что собаки могут помогать не только незрячим, но и людям с разными проблемами. К сожалению, общество пока не совсем к этому готово. Но мы очень рады, что Вафля оказалась у истоков нового направления.

Да, с собакой бывает сложно, очень. Но когда вытираешь очередную лужу, смотришь на испачканные третий раз за день джинсы, проходишь через момент непослушания, ты понимаешь, что история на этом не заканчивается. У этой собаки дальше будет долгая жизнь с другим человеком, которому она будет помогать. Ты сейчас вот это с ней преодолеешь — а потом будет круто!»

Этот материал — часть проекта «От первого лица: социальное волонтерство москвичей», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о московских социальных волонтерах по ссылке.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике