В списке услуг, которые Детский хоспис «Дом с маяком» предлагает семьям с тяжелобольным ребенком, наряду с медицинской есть духовная помощь.
«Мы никому не говорим: ”Вам надо к священнику”. У нас просто есть форма заявки на сайте, люди заходят и заполняют, если им это нужно, — рассказывает Лида Мониава, учредитель Фонда «Дом с маяком». — Мотивация у всех разная. Для кого-то это часть какого-то ритуала, который надо успеть совершить перед смертью. Кто-то думает, что это как-то поможет и ребенку станет получше. У кого-то действительно какие-то духовные поиски и вопросы».
Пять священников на Москву и область
Заявка размещается в чате, где состоят готовые ездить в семьи священники. Отзывается тот, у кого именно сейчас есть время и возможность. Недавно таких батюшек можно было пересчитать по пальцам одной руки.
«На несколько активных священников приходилось очень много работы, – рассказывает Лида Мониава. – И когда один из них взял на два дня четыре заявки в разных отдаленных друг от друга местах — в роддоме покрестить, умирающего причастить, с кем-то поговорить, — я сделала объявление, что мы ищем священников. Чтобы те, кто у нас уже есть, не надорвались».
Отозвалось около двух десятков человек. Но переизбытка помогающих здесь быть не может. Семьи, находящиеся под опекой «Дома с маяком», живут в разных районах Москвы и области. «И чем больше будет готовых поучаствовать священников в разных местах, тем короче будет дорога к ждущим их людям», — подчеркивает Лида Мониава.
Тем более что, когда состояние пациента резко ухудшается, помощь требуется срочно. При этом обратиться в ближайший храм семьи с паллиативными детьми могут далеко не всегда. Не все священники знают и понимают, как подступиться к такому ребенку и как общаться с его родителями.
«Должно быть понимание темы тяжелых заболеваний, чтобы не говорить людям, что дети поправятся или что это за грехи, — поясняет Лида Мониава. — Поэтому обращаются к нам с просьбой найти кого-то, кто более-менее в контексте».
Что требуется от священника?
Отец Иоанн Грузинов стал священником чуть больше года назад и сразу стал искать, где и как может помогать людям. Поездки в семьи к паллиативным детям как волонтерство не рассматривает. Считает, что это часть служения: «Любого священника, которого вы встретите на улице, можно позвать к больному, умирающему, страдающему, — говорит он. — Евангелие заповедует всем христианам посещать больных, и уж тем более священникам. Конечно, не все могут, потому что бывают заняты другими послушаниями, а пожилым священникам, бывает, уже не хватает на это физических сил».
В «Доме с маяком» отец Иоанн специальный инструктаж не получал, но проходил практику после рукоположения при Синодальном отделе по церковному и социальному служению РПЦ. Вместе со священниками, имеющими большой опыт больничного служения, бывал в паллиативных отделениях. Кроме того, несколько лет назад прошел профессиональную переподготовку по специальности «логопед-дефектолог». «Это помогает, конечно, — говорит он. — Потому что перестаешь бояться подойти к такому ребенку».
Отец Иоанн Грузинов признается, что, приходя в семьи с паллиативным пациентом, иногда не находит, что сказать. Но главная его задача — причастить и помолиться.
«Острая критическая ситуация всегда ставит перед человеком вопросы о смысле жизни, о вере, — рассказывает он. — Утешать людей в тяжелом состоянии — это тоже священническое служение. Но иногда я честно говорю, что молчу, потому что вижу ваше горе — оно безмерно, и никакие слова его не покроют».
Бывает, мамы рассказывают, как после принятия таинства у ребенка возрастает активность мозга и улучшается сатурация. «Мы все всегда надеемся на чудо, — говорит отец Иоанн, — и я тоже, когда иду причащать, верю и надеюсь. Мы, священники, как и врачи, просто делаем все, что от нас требуется, чтобы облегчить страдания человеческие».
Фото: Freepik.com
Успеть главное
В разговоре с родителями священнику нужно постараться понять, что за люди перед ним, в каком состоянии, что они готовы слышать, а что нет. «В течение нескольких минут сделать это очень сложно, — говорит отец Иоанн Грузинов. — Тут надо не от себя говорить, а надеяться, что Господь направит. Ну и не лгать и быть откровенным».
Нередко семьи, в которых появляется неизлечимо больной человек, находятся в очень тяжелом психологическом и духовном состоянии. Они превращаются в закрытое сообщество, внутри которого каждый остается наедине со своими переживаниями и эмоциями.
«Бывали случаи, — рассказывает Лида Мониава, — когда родители боялись озвучить ребенку его диагноз и признаться, что он умирает, и именно хорошие разговоры со священником помогали сказать ему правду и успеть сказать, как они его любят и что-то еще важное, попросить прощения и попрощаться».
Священники, готовые помогать «Дому с маяком» и посещать семьи паллиативных детей, могут писать в Telegram @lida_moniava или в Whatsapp по номеру 8 (968) 029-38-29.