У главного входа в музей-заповедник Царицыно в жаркое субботнее утро выросла необычная конструкция – разноцветная полусфера на колесах. Это — сцена необычного спектакля, который придумали центр «Благосфера» и Liquid Theatre.
По словам режиссёра спектакля Андрея Смирнова, в этом названии (liquid по-английский значит жидкий) заложена идея театра, спектакли которого могут играться где угодно – это театр, принимающий форму любого сосуда, в который он попадает.
Спектакль на неизвестной территории
Сценарий к спектаклю драматурги писали на основе разговоров с некоммерческими организациями, которые работают в разных сферах.
«О благотворительности сейчас говорят все, но обычно в таком ключе: «мы вам расскажем, а вы это воспримите». Мы попытались найти формат, в котором можно рассказать о благотворительности по-другому и вовлечь зрителя в действие, – говорит директор Благосферы Наталья Каминарская. — Это был чистый эксперимент и для нас, и для театра. Мы привлекли много некоммерческих организаций, чтобы они вдохновили наших драматургов, писавших эту пьесу».
Для театра Liquid проект стал экспериментом. «Тема благотворительности была для меня нова, но это было радостное предложение, потому что это шаг на неизвестную мне территорию, – признается режиссёр Андрей Смирнов, – а это основная задача театра – шагать в новые области, куда он еще не залезал. Театральный язык любого театра, любого режиссёра от этого только обогащается».
Спектакль состоит из нескольких независимых эпизодов. «Благосфера» предложила шесть тем, а молодые драматурги из Петербурга Екатерина Бондаренко и Татьяна Рахманова после встреч и тесного общения с представителями благотворительных фондов, волонтерами написали по ним мини-пьесы.
Медведи из мусорного бака
Актёры выкатывают перед зрителями обычный зелёный мусорный контейнер, из которого доносится рёв. Из контейнера вылезает огромный белый медведь с плакатом. К нему присоединяются и другие медведи, которые вскоре приглашают присоединиться к своей демонстрации зрителей. Гузель Латыпова, представитель организации ЭКА, в диалоге с модератором спектакля, рассказывает посетителям парка о важности раздельного сбора отходов, как правильно утилизировать опасные отходы и отвечает на вопросы.
Такой формат – совмещение театрального перфоманса с ток-шоу – по идее авторов театрального проекта позволяет зрителям проникнуть в смысл деятельности некоммерческих организаций и приобрести полезные знания.
Танец с костюмом
Актриса читает монолог от имени кожаной куртки. Рожденная в Китае, через рынки разных городов и стран она попадает в Варшаву, там у нее меняются одна за другой хозяйки в конце концов она попадает в темный ящик. Вторую жизнь куртке дает благотворительный магазин, куда отвозят старые вещи.
Актеры развешивают на элементах полусферы платья, кофты, брюки. Один из костюмов «оживает» и даже приглашает на танец зрителей.
Так уличный театр знакомит собравшихся с идеей благотворительного магазина и деятельностью Charity shop в Москве. Анна Цигельницкая, представитель магазина, рассказывает, как действует магазин и как москвичи могут воспользоваться его услугами.
«Самое интересное – это танец костюма, потому что все, кто у нас непосредственно работает с одеждой, говорят, что у сдаваемых нам вещей уже есть характер. – делится после спектакля своими впечатлениями Анна Цигельницкая, – Нам кажется, что вещи наделены вкусом, и они сами выбирают людей, а не люди выбирают у нас одежду. Бывает, что вещи кочевряжатся, как этот танцующий костюм».
Заваленные шоколадом
В сфере-сцене девочка качается на качелях. Пока актер читает текст о пользе шоколада и раздает шоколадки собравшимся детям, девочку заставляют коробками с воображаемым шоколадом. В конце концов она оказывается за высокой стеной из шоколада.
Анастасия Ложкина из фонда «Арифметика добра» объясняет, что несмотря на расхожий стереотип детям в детских домах не нужны подарки, сладости, клоунада. Они в буквальном смысле оказываются завалены шоколадом к каждому празднику. А нужны им вовлечение, внимание, образование, адаптация, профориентация.
В спектакле, который с небольшими перерывами длился почти четыре часа, были и другие перфомансы и гости из некоммерческих организаций. Они затрагивали темы помощи взрослым, активного долголетия, помощи детям, инклюзивного общества, волонтерства. По признанию авторов и исполнителей, каждый следующий спектакль, которых в июле запланировано еще два, будет отличаться от предыдущего.
Следующий показ пройдет 16 июля в рамках летнего фестиваля Seasons more amore 2016 в Музеоне.
Фото: Вадим Кантор