Новый сезон медиаклуба «АСИ – Благосфера» открылся презентацией исследований, которые проводились летом 2022 года. Среди актуальных вопросов: кому доверяет общество, готово ли оно поддерживать некоммерческий сектор и как НКО расположить к себе больше людей.
Доверяют ли НКО?
По данным Всемирного обзора ценностей за 2022 год, в России гуманитарным или благотворительным организациям доверяет 13% населения. Организациям в защиту прав женщин верит чуть больше – 15%. Еще 12% россиян доверяет экологическим организациям.
Всемирный обзор ценностей (World Values Survey) — исследовательский проект, объединяющий социологов, которые изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь.
По данным Левада-центра (внесен в реестр иноагентов), общественные организации входят в пятерку институтов, которым доверяют больше всего.
«Важна формулировка. Доверие к «НКО» будет ниже, чем к «благотворительной организации». Это связано с тем, что говорят СМИ, и с тем, что отражено в законах», – отмечает Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ.
По данным ВЦИОМ на 2022 год, больше доверяют НКО люди в возрасте от 18 до 34 лет и те, кто оценивает свое материальное положение как хорошее и очень хорошее. Нет доверия к благотворительным организациям у 24% россиян. В числе ключевых причин — непрозрачность, бесконтрольность их деятельности, вероятность обмана.
А среди основных причин неучастия в благотворительности – недостаток доходов, желание помогать только знакомым и уверенность, что решением «таких вопросов» должно заниматься государство.
Какие тренды в сфере доверия?
В августе 2022 года стали известны победители конкурса исследователей НКО Research Got Talent. Это конкурс, в котором команды проводят исследования для некоммерческих организаций.
По сравнению с государственными социальным услугами люди считают услуги НКО менее надежными, отмечается в исследовании для фонда «Доброе дело». Также благополучатели не всегда уверены, что услуги НКО будут для них бесплатны.
«Доверие формируется и определяется тем, как организация взаимодействует с людьми. Доверие приобретается через личное и неформальное взаимодействие, и потом уже работает на организацию», – отмечает Юлия Скокова.
Как НКО взаимодействуют с другими секторами?
Каждый год среди некоммерческих организаций проходит опрос «Пульс НКО». Сейчас есть предварительные результаты.
35% руководителей считают, что у НКО хорошая репутация в обществе, 10% скорее не согласны с этим утверждением, 51% — затрудняются ответить.
18% отметили, что СМИ готовы работать с некоммерческим сектором на партнерских условиях, 13% респондентов считают, что органы власти воспринимают НКО как равных партнеров, 5% — что бизнес готов работать с НКО на равных.
Как развивается профессиональная благотворительность в России?
В начале сентября 2022 года фонд «Нужна помощь» совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon подвели итоги совместного исследования. Результаты показали, что 75% респондентов хотя бы раз за год пользовались инструментами профессиональной благотворительности», а 10% используют их ежемесячно.
Профессиональная благотворительность – это пожертвования НКО, волонтерская помощь, покупка и передача товаров, кешбэк и другие благотворительные практики. Сюда не входят милостыня на улице и транспорте, передача денег конкретным людям и пожертвования представителям благотворительных организаций в общественных местах. Такие практики содержат большой риск мошенничества.
В 2022 году показатель ежемесячного участия снизился: в 2021 году каждый месяц НКО помогали 13% опрошенных. При этом основное снижение произошло в городах с населением от 100 до 150 тысяч человек.
Доли тех, кто доверяет и не доверяет благотворительным организациям, примерно равны: 29% против 30%. В 2022 году на 17% увеличилось число тех, кто не доверяет фондам, – впервые за долгое время это стало главной причиной отказа от пожертвований.
Фото: Felicia Buitenwerf / Unsplash
«45% понимают разницу между благотворительной организацией и государственным учреждением… Люди не очень хорошо понимают, чем занимаются благотворительные организации. Интересно ли им узнать? Да особо и не интересно», – констатирует Ксения Бабихина, аналитик отдела исследований фонда «Нужна помощь».
В 2022 году с 44% до 37% сократилась доля тех, кто планирует поддерживать благотворительные организации в будущем, и увеличилось доля тех, кто в этом не уверен.
«Мы предполагаем, что это реакция на внешние события», – отмечают представители фонда «Нужна помощь».
Как НКО видят проблему?
Фонд «Навстречу переменам» поддерживает социальных предпринимателей. Фонд обратился на конкурс Research Got Talent с просьбой изучить рынок социальных стартапов в России и определить, как лучше привлекать инвесторов в этой сфере.
Гипотеза, что люди плохо знакомы с социальным предпринимательством, подтвердилась: только 6% опрошенных знают, что такое социальный стартап.
«Мы в том числе поддерживаем социальные стартапы в сфере детства. Чтобы появлялись интересные решения и новые методологии, их должен кто-то предлагать. Но чтобы эти решения созревали, люди должны понимать, что такой вид деятельности есть», – говорит Юлия Варченко, директор фонда «Навстречу переменам».
В фонде считают, что решение проблемы – в коммуникации. Фонд работает с бизнесом, но, чтобы сотрудники компаний могли принимать участие в работе фонда, им необходимо доверие и понимание, чем именно занимается НКО.
Ранее фонд «Навстречу переменам» проводил внутреннее исследование в партнерской организации — компании «Теле2». Оказалось, что сотрудники региональных офисов не знали о сотрудничестве с фондом.
Сейчас фонд определил несколько инструментов для наращивания доверия, которые могут быть полезны и другим НКО:
- выход на площадки, где есть потенциальные доноры и партнеры;
- работа с молодой аудиторией вместо «перевоспитания» зрелой;
- прогрев сомневающейся аудитории: тех, кто хочет помочь, но не знает как;
- общение с бизнесом на понятном ему языке.
Встречи медиаклуба проводятся при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «НКО-координаты».
Медиацентр «АСИ-Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.