До 20 октября Благотворительный фонд Андрея Мельниченко принимает заявки на конкурсы программы «Любить — значит действовать», в которых могут участвовать инициативные жители, НКО, бюджетные учреждения и предприниматели. АСИ спросило исполнительного директора фонда Елену Чернышкову, как появилась идея поддерживать не только талантливых школьников и какие проекты ждут на новых конкурсах.
Фонд Андрея Мельниченко известен работой с одаренными школьниками, а недавно вы объявили о запуске программы поддержки социальных инициатив и социально ориентированных предпринимательских проектов. Чем вызван такой поворот в развитии фонда?
В этом году мы расширяем деятельность в двух новых для нас направлениях. Первое – это исследования в сфере климатических изменений и борьбы с их последствиями. В частности, мы заключили соглашение о сотрудничестве с «Плейстоценовым парком» — это очень интересный научный эксперимент, выполнение которого может стать моделью для широкого применения природно-климатических решений для противодействия изменениям климата.
Второе новое для фонда направление – это региональные социальные проекты. В сентябре стартовала программа фонда «Любить – значит действовать», мы ее реализуем совместно с нашими партнерами — фондом «Культура благотворительности» и АНО «Новые технологии развития».
Ключевая задача программы — финансово и организационно поддержать активных людей и их идеи по улучшению городской среды.
Исторически мы действуем в городах, где расположены производства, связанные с основателем фонда. Сейчас таких городов семь, география очень широкая, по численности жителей территорий — от 20 до 200 тысяч.
— Белореченский район, Краснодарский край
— Березниковский городской округ, Пермский край
— Кингисеппский район, Ленинградская область
— Ковдорский район, Мурманская область
— Котельниковский район, Волгоградская область
— Невинномысский район, Ставропольский край
— Новомосковский район, Тульская область
Мы считаем, что как раз там особо необходима наша поддержка. Важно, что инициативу поддержали муниципальные власти, за что им огромное спасибо. Участие в наших конкурсах могут принять практически все, от неформального объединения жителей до муниципальных учреждений. Естественно, НКО тоже приглашаются.
В вашей программе есть какие-то новшества, которые могли бы быть интересны в других регионах? Будете ли вы и дальше поддерживать НКО?
Особенность программ фонда Андрея Мельниченко — научный подход. Мы создали особое направление, занимающееся мониторингом и анализом эффективности проектов, их соответствия потребностям и запросам общества.
Мы проводим качественное исследование, замеряем социальную температуру: вовлекаем ученых, антропологов и урбанистов, выделяем и опрашиваем лидеров общественного мнения. Планируем стратегию с учетом результатов этих измерений.
По итогам сверяем, насколько социальные результаты проектов повлияли на изменение социального климата в том или ином городе.
Фонд применяет богатый опыт, накопленный в России НКО и бизнесом, в работе с местными сообществами и поддержке социальных предпринимательских инициатив. К примеру, модель, которая называется «Конкурс социальных инициатив», включает в себя систему акселерации социальных проектов, что подразумевает менторское обучение заявителей, нацеленное на устойчивость проектов.
Нам важно, чтобы проект мог продолжить работать и по окончании срока действия грантов. В конкурсе по поддержке предпринимательских инициатив мы опираемся на опыт фонда «СУЭК – регионам», проводим обучение и методическое сопровождение проектов социальных предпринимателей.
Важно то, что мы создаем условия для того, чтобы участники конкурсов обменивались опытом и поддерживали друг друга – формируем сообщество. Как я отметила, в этом году мы стартовали с семи городов, но в фокусе нашего внимания 44 муниципалитета в 17-ти регионах страны от Ленинградской области до Приморского края.
Вы поддерживаете проекты по очень разным направлениям – и туризм, и помощь людям в трудной жизненной ситуации, и любительский спорт. С чем это связано?
Фонд Андрея Мельниченко обозначил максимально широкий спектр направлений в конкурсной программе «Любить – значит действовать» с тем, чтобы не ограничивать круг заявителей.
Главная цель — поддержка активных и неравнодушных людей. Мы не диктуем, что инициативным людям делать в своем городе, а создаем условия для поддержки их идей, опираемся на местные инициативы.
Мы выстраиваем работу с задачами на длинной дистанции, стараемся максимально расширить взаимодействия, чтобы увидеть максимальное число активных людей в каждом муниципалитете. Сейчас мы решили, что сумма гранта на одного получателя может составить 500 тысяч рублей.
Мы хотим в том числе получить реальную картину состояния общественной инициативы, посмотреть на итоговые результаты. По итогам будем делать выводы, куда двигаться дальше в каждом отдельном городе или поселке.
Думаю, что в 2024 году у нас будет более четкое понимание, кто является ядром городских сообществ, какие у людей приоритеты, какие направления они считают ключевыми для улучшения жизни города.
Что именно вы считаете самым главным в проектных заявках? Может, инновационность или масштаб? Или что-то другое?
Самое важное в заявке – это четкость целеполагания и осознанность заявителя по отношению к тому, какую проблему он хочет решать, какими усилиями, ресурсами, командой, по какому плану работ.
Как вам кажется, нужно ли делать региональный проект с перспективой тиражирования на другие территории? Или у каждого должна быть своя специфика, связанная с конкретным местом и с конкретными людьми?
Специфика есть в каждом городе. Мы в основном выделяем гранты через конкурсы. А это оптимальная технология, позволяющая сочетать направление интересов фонда и локальную специфику. Каждый раз, получая заявки на гранты, мы видим спектр потребностей и желаний представителей города: малого и среднего бизнеса, конкретных жителей, НКО.
Какие направления в области социальных инициатив сегодня вы видите, как наиболее приоритетные?
Самые важные направления, на мой взгляд, — это образование и просвещение. У фонда уже есть программа, которая отвечает на эти потребности и создает социальные лифты для детей в сфере образования. Второе – это культура.
Третье – локальное здоровое городское сообщество. А оно формируется в такой ситуации и в таком месте, где есть механизмы поддержки социальных инициатив. То есть, если мы как фонд хотим, чтобы в каком-то городе была хорошо устроена жизнь, и люди чувствовали бы, что их мнение имеет значение, то нужно создавать инструменты вовлечения этих людей в решение важных для города вопросов.
Для фонда Андрея Мельниченко важно в результате нескольких лет реализации конкурсов создать такие условия, в которых жители смогут делать жизнь своего города более комфортной для себя и своих семей.
Ваши конкурсы проходят в семи регионах страны. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию в регионах? Не продолжают ли люди уезжать из родных небольших городов в столицы? Если продолжают, что, по вашему мнению, может это остановить?
Жители уезжают из маленьких городов в крупные, как раньше они покидали деревни. Процессу урбанизации сложно препятствовать, поскольку это — устойчивый макротренд в экономике и в экономической географии.
Проблема удаленных регионов всем известна – социальная инфраструктура менее развита по сравнению с крупными городами.
Важно повышать качество жизни, выравнивать комфортность среды и увеличивать жизненные возможности до уровня крупных городов. Например, программа фонда Андрея Мельниченко по поддержке одаренных детей помогает людям из самых удаленных мест получить качественное образование и реализовать свои возможности в дальнейшей жизни. В программе участвуют пять тысяч школьников из девяти регионов ежегодно и почти тысяча преподавателей из региональных центров и московских ведущих вузов.
С решением каких социальных проблем в регионах к вам чаще всего приходят за поддержкой?
Огромный запрос — это решение проблемы дефицита кадров, прямого следствия процессов урбанизации. Во всех странах мира удаленные города испытывают проблему с качественными специалистами жизненно важных профессий. Это имеет прямую связь с качеством образовательных и медицинских услуг, которые получает население.
Мы отрабатываем разные механизмы решения этой фундаментальной проблемы. В частности, финансово мотивируем учителей, повышаем их квалификацию, создаем возможности для онлайн-образования. Если нам удастся создать и отработать механизм, который комплексно решает эту задачу, – это будет решение проблемы, важной для всего человечества, проблемы государственной важности. Наша задача обеспечивать возможности для получения отличного образования. А далее задача работодателей создавать рабочие места, на которые новые специалисты могли бы прийти работать.
Может ли часть из этих проблем решиться усилиями государства или общественные инициативы все же эффективнее?
Государство и муниципалитеты – это масштабы, стандарты и равный подход для всех. В этом смысл и содержание государственной политики, в том числе в социальной сфере.
Задача фонда – сделать то, что не подпадает под государственные стандарты, до чего объективно не доходят руки, но что безусловно важно для отдельного человека и общества в целом.
Предоставить сложное дорогое оборудование для небольшой больницы, повысить квалификацию специфических специалистов, найти иные форматы поддержки, на которые у государства нет ресурсов или они не предусмотрены системой бюджетного финансирования, — вот место действий для частного благотворительного фонда.
Мы можем выступать и как лаборатория социальных решений, которые еще не применяются государством. Фонд может предложить новые технологии, апробировать их, определить эффективность для конкретной сферы или территории, а полученные результаты показать всем, кого это может заинтересовать, в том числе государственным и муниципальным органам.
Такой подход диктуется накопленным международным и отечественным опытом. Я думаю, что функция частного фонда состоит в том, чтобы увидеть проблему, отработать модели и самые эффективные из них передать на благо обществу.
Узнать подробнее о правилах участия в конкурсах и подать заявку можно на специальном лендинге.