Мода на профессионализм НКО
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция «Работа в НКО – «новый черный»?». Как пояснила директор АСИ Елена Тополева, термин «новый черный» пришел из мира моды и кино и означает что-то новое, которое становится популярным.
«Тема профессионализма в НКО — это тоже новый тренд, о котором нужно говорить, — считает Елена Тополева. — Нужно показывать, объяснять людям, что некоммерческие организации сегодня не только волонтерские группы, собрания по интересам, место, где работают на общественных началах. Пока же большинство граждан не понимает, что можно работать в НКО и получать конкурентную заработную плату».
В то же время, подчеркнула директор АСИ, государство ожидает от НКО большего профессионализма, особенно с выходом на рынок социальных услуг.
«Чтобы грамотно помочь больным детям, пожилым, природе, тоже нужно разбираться в том вопросе, которым ты занимаешься. Поэтому многие НКО стараются наращивать свой потенциал. Но для нас (Агентства социальной информации. — Прим. ред.) самое главное — поменять восприятие общества. Если будет меняться отношение людей к НКО, то НКО будут менять поведение, подстраиваться под новые ожидания и стандарты», — подчеркнула эксперт.
Проект и конкурс
Агентство социальной информации начинает новый этап проекта «НКО-профи», который реализуется в партнерстве с Благотворительным фондом В. Потанина и под эгидой Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ.
Цель проекта «НКО-профи» — просвещение граждан о профессиональной работе в российском некоммерческом секторе.
«Мы хотим показать, какие здесь есть возможности для личной и профессиональной самореализации, показать, что личный профессионализм представителей некоммерческого сектора помогает решать социальные проблемы. Хотим развеять стереотипы, что это занятие для неудачников», — заявила Елена Тополева.
«Проект «НКО-профи» призван показать обществу профессионалов некоммерческого сектора: грани их личностей, характер и силы, которые мотивируют работать в этой непростой, но очень полезной и интересной сфере. Профессиональная работа в НКО становится популярнее, и примеры «НКО-профи» могут быть привлекательны для тех, кто ищет работу с дополнительным «общественно полезным» смыслом», — говорится в приветственном слове заместителя председателя правительства Татьяны Голиковой в адрес проекта «НКО-профи».
Во втором цикле авторы проекта продолжат публиковать на сайте АСИ и страницах партнеров интервью с яркими представителями НКО. Также планируется провести цикл просветительских и дискуссионных мероприятий для продвижения темы среди разных целевых аудиторий: журналистов, студентов, профессионалов.
На пресс-конференции объявили о старте конкурса публикаций о профессионалах некоммерческого сектора «НКО-профи» для журналистов, редакций, творческих студий и студентов факультетов журналистики. Положение о конкурсе можно найти на сайте.
«В прошлом году некоторые конкурсанты писали об организациях, а не о людях. Это, конечно, хорошо. Но в данном случае нам больше всего интересны истории людей», — рассказала Елена Тополева.
Какими должны быть профессионалы НКО
«Мы в НКО видим серьезную отрасль рынка труда, это новые рабочие места, — заявил Алексей Вовченко, первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ. — Не надо говорить, что в НКО безвозмездно трудятся. Это профессионалы! Как они могут безвозмездно трудиться? Это те же педагоги, психологи, специалисты по кадрам, водители, юристы. В сфере соцобслуживания мы насчитали более 50 тыс. занятых именно в НКО, более 7 тыс. — в стационарных организациях».
Как утверждает Антон Долгов, исполнительный директор Фонда президентских грантов, от конкурса к конкурсу профессионализм НКО растет, но не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Это происходит в том числе из-за того, что, достигнув каких-то высот, эффективные менеджеры уходят из сектора НКО в бизнес или госструктуры. Чтобы популяризировать работу в некоммерческом секторе, журналисты должны рассказывать о конкретных людях, уверен эксперт.
«Очень часто помогающие другим люди не ассоциируются у общества с НКО. Человек что-то делает, а соседи не воспринимают. Задача журналистов — рассказать персональные истории», — подчеркнул Антон Долгов.
Исполнительный директор компании D-Group.Social Инга Моисеева представила результаты исследований образа сотрудника НКО. По ее словам, это универсальный многостаночник, которым движет энтузиазм. Моисеева предупредила, что образ получился собирательным и скорее представляет профессиональную команду НКО, так как в одном человеке трудно совместить все эти характеристики.
«Ключевые качества: стрессоустойчивость, умение выстраивать качественную коммуникацию со всеми сторонами, аналитические способности, свободное владение компьютерами и оргтехникой, работа в соцсетях, умение выступать публично и убеждать оппонентов, обладание высокой предметной экспертизой, знание трендов НКО и умение применить их на практике, обладание гибким критическим мышлением, стратегическим видением, умение планировать и строго соблюдать дедлайны, наличие мотивации к обучению», — перечислила исполнительный директор компании D-Group.Social.
Сотрудник НКО не должен ассоциироваться с образом блаженного человека, считает Алексей Вовченко, первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ. «Наше ведомство проводит конкурс «Лучший по профессии». Можно в будущем организовать какую-нибудь номинацию для работников некоммерческого сектора», — добавил Вовченко.
По его словам, в небольших городах люди часто работают в НКО, имея другую постоянную работу. Но главная черта таких работников — это вовлеченность в идею, ради которой и существует некоммерческая организация.
«Профессиональным может быть и волонтер, и сотрудник НКО, и неважно, сколько времени он тратит на добрые дела. Мне вчера рассказали историю о профессиональном строителе, который, помимо основной работы, занимается спасением английских бульдогов», — поделилась Инга Моисеева.
«Профессиональный лидер — это термин, который мы чаще всего употребляем в качестве характеристики представителей в том числе и некоммерческого сектора. Но, чтобы достичь мастерства в своей сфере, нужно совершенствоваться. Образовательные проекты нашего фонда помогают это сделать. Их участники получают не только теоретические знания, но и на практике смогут реализовать свои инициативы», — говорит Юлия Лизичева, директор программ благотворительного фонда В. Потанина.
По данным Минэкономразвития РФ, в 2018 году образовательные программы на тему взаимодействия с НКО прошли 2 тыс. гражданских муниципальных служащих и почти 9,6 тыс. представителей НКО. А в 2016 году — всего 791 госслужащий и 3,6 тыс. представителей НКО, сообщила начальник отдела развития некоммерческого сектора экономики департамента стратегического развития и инноваций Елена Иваницкая.
Профориентация для молодежи
«Проект «НКО-профи» — это профориентация и для молодежи. Нынешние студенты, читая истории успеха героев интервью, могут понять, что в некоммерческом секторе можно найти себя и реализовать свой потенциал», — заявил Алексей Вовченко.
Как сообщила Мария Мокина, заместитель директора Дирекции общественно-политического вещания Общественного телевидения России, молодые люди не знают, что можно реализовать себя в некоммерческом секторе, а рассказывать им об этом нужно. Проще всего это сделать через истории людей, которые ищут социальный смысл в своей жизни и работе.
«Например, как бывший ветеринар организовывает приют для бездомных животных. При этом важен не только рубль, но и социальная ответственность перед обществом. НКО переходят из любительской в профессиональную лигу, и о таких людях интересно рассказывать», — говорит Мария Мокина.
Видеозапись пресс-конференции можно посмотреть здесь.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.