Латинское «acceleratio», породившее слово «акселератор», описывает ускорение какого-либо процесса. В современном словаре одно из основных его значений связано с институтом поддержки стартапов, причем с определенного времени это понятие применимо не только к бизнесу, но и к сфере некоммерческих проектов.
Акселераторы для НКО – тема достаточно новая как для западного, так и для отечественного благотворительного сообщества.
Разбираемся, как устроены такие проекты и как они работают.
Ускорение для бизнеса
Бизнес-акселераторы занимаются прокачкой действующих проектов с работающей бизнес-моделью и подтвержденным опытом продаж. В отличие от инкубаторов, работающих со стартапами или даже прототипами проектов, акселераторы взаимодействуют с бизнесом, подтвердившим свою жизнеспособность и существующим не менее двух лет.
Акселераторы предоставляют своим резидентам административные, юридические и образовательные услуги, обеспечивают медиаподдержку. В их сервисы также входит нетворкинг, индивидуальные консультации в сфере ведения бизнеса, командообразования и разработки продукта, предоставление коворкингов, венчурное финансирование. В дальнейшем акселераторы и их менторы помогают взаимодействию проектов с инвесторами и бизнес-ангелами.
Акселераторы бывают частными, корпоративными (в этом случае фокус будет на доработке внутрикорпоративных идей), государственными. Последние могут специализироваться на социальных или образовательных проектах, помогать компаниям, работающим в определенной сфере (например в сельском хозяйстве) или целенаправленно поддерживать малый бизнес.
История вопроса
История существования бизнес-акселераторов официально отслеживается с 2005 года. Именно тогда появился первый в мире акселератор – Y Combinator, созданный в США группой частных инвесторов. Венчурный фонд, основанный Полом Грэмом на базе Boulder Technology Incubator, стал первой компанией, которая вместо долговременной опеки стартапов предложила им короткие обучающие программы и систему посевных инвестиций.
Это сработало, и теперь Y Combinator представляет собой один из мощнейших бизнес-акселераторов в мире: среди резидентов Y Combinator такие компании, как Reddit, Airbnb, Dropbox, Disqus. Не менее известны сегодня и такие акселераторы, как 500 Startups, Techstars, Plug and Play, Boost VC, Alchemist. Эти компании работают со стартапами разных тематик и на разных условиях, вплоть до того что где-то участие может быть бесплатным.
В 2013-м создатели того же Y Combinator решили не останавливаться на достигнутом и снова стали первопроходцами, на этот раз в сфере поддержки социальных некоммерческих проектов. Среди них Watsi – краудфандинговое лечение в развивающихся странах, Immunity Project (разработка вакцины от ВИЧ) и другие.
Отечественный опыт
В России венчурный рынок развивается по индивидуальной траектории. Он значительно меньше в размерах, преследует немного иные цели и имеет свои, довольно заметные, законодательные отличия. Тем не менее, в нашей стране успешно работают разноплановые акселераторы, в их числе совместный проект «Сбербанка» и 500 Startups, акселераторы фонда «Сколково», МГУ, GenerationS, Mendeleev, Fintech Lab.
Большая часть российских акселераторов предпочитает работу с проектами, связанными с диджитал и интернетом, био- и нанотехнологиями, развитием предпринимательства, решением социальных проблем.
О последних – немного подробнее. Несмотря на некоторую неочевидность запроса, НКО нуждаются в «прокачке» ничуть не меньше коммерческих проектов: чтобы оказывать эффективную помощь, одного желания изменить мир, как правило, недостаточно.
Для ведения успешной деятельности благотворительным организациям точно так же требуются знания в области юриспруденции, финансов, маркетинга. Пока же у российских НКО с избытком хватает проблем, связанных с недостаточной квалифицированностью персонала, отсутствием четкости в разработке стратегий (и часто – с отсутствием самих стратегий), слабыми навыками коммуникации с внешним миром (включая коммуникацию с властью).
Программы для НКО
Сегодня в российском некоммерческом секторе акселерационные программы немногочисленны, но постепенно ситуация начинает меняться.
Так, фонд «Друзья» реализует программу для лидеров НКО, направленную на прокачку управленческих навыков и стратегического мышления. Для каждого участника программы команда профессионалов составляет годовой план поддержки с фокусом на создание и внедрение стратегии развития конкретной некоммерческой организации, участники работают над планами развития и масштабирования своих проектов.
В формате акселератора работает и один из признанных лидеров сферы – образовательный проект «Теплица социальных технологий», деятельность которого направлена на построение эффективного взаимодействия между ИТ-специалистами и благотворительным сообществом.
В 2018 году Росбанк совместно с Impact Hub Moscow открыл акселератор «Начни иначе» для организаций в сфере инклюзии. Программа помогает инклюзивным социальным предпринимателям и организациям выявить свои точки роста и увеличить вклад в решение проблем людей из уязвимых групп. В «Начни иначе» ежегодно участвуют многие НКО. Прием заявок на этот год открыт сейчас.
На одном языке
В ближайшее время на карте отечественной благотворительности появится еще один акселератор для некоммерческого сектора. На форуме «Эндаументы 2021. Больше чем деньги», прошедшем в конце апреля, Фонд целевого капитала «Истоки» объявил о создании собственного акселератора НКО в партнерстве с группой компаний Philin Philgood.
Задача нового проекта – оказание системной поддержки в области маркетинга и построения коммуникативных стратегий фондам и благотворительным организациям.
Изначально эндаумент создавался именно для поддержки благотворительных программ, но сейчас мы планируем запустить институт системной поддержки российской филантропии. Кроме того, 2020 год помог нам осознать, что важнейшую роль в развитии НКО играют цифровые коммуникации. Мы искали ту нишу, где наша поддержка была бы особенно ценна, и в итоге пришли к идее и проекту акселератора для некоммерческих организаций. В качестве триггера развития мы выбрали коммуникации – они очень важны для развития любой НКО.
Принять участие в отборе может практически любой профильный проект. В коммуникационный пакет победителя войдут такие опции, как брендинг (разработка фирменного стиля), помощь в создании сайта организации (ресурс, разработанный под потребности НКО с интеграцией с платежными сервисами, формами обратной связи, имейл-рассылкой), создание SMM-стратегии и SMM-сопровождение в течение одного квартала.
Различные формы акселерации в НКО набирают обороты, и это объяснимо. Сегодня почти все классические грантовые программы построены по принципу «без права на ошибку». То есть, все средства — целевые и программные. А ведь часто, чтобы попробовать что-то действительно смелое и инновационное и за счет этого увеличить охваты, вовлеченность, информированность о проблеме, кроме программной деятельности нужны диджитал и PR-инструменты, на которые фандрайзить самостоятельно как раз очень сложно. Смысл акселерации как раз в том, чтобы социально ориентированные организации могли эффективно воздействовать на общество, добиваясь существенных и устойчивых изменений.