Конкурс проходит в столице в шестой раз. В этом году на него было подано 359 заявок в семи номинациях, определенных на основе анализа востребованных у москвичей услуг НКО. Впервые все заявки прошли формальную проверку и были допущены к экспертной оценке. В каждом из направлений конкурса их оценивали привлеченные высококвалифицированные специалисты. Всего было проведено свыше 1100 экспертиз.
В итоге грантовую поддержку от департамента труда и социальной защиты населения в 2025 году получат 100 проектов. Более трети из них будут реализованы организациями, впервые победившими в конкурсе «Москва — добрый город».
40 процентов проектов направлены на поддержку взрослых и детей с особенностями здоровья и тяжелыми заболеваниями. 16 проектов адресованы семьям — многодетным, приемным или оказавшимся в трудной ситуации. Отдельная номинация в этом году для проектов помощи женщинам, столкнувшимся с насилием в семье. Грантовые средства также пойдут на реабилитацию и поддержку участников специальной военной операции и их семей, программы адаптации людей, исключенных из социума, профилактику социально значимых заболеваний и популяризацию здорового образа жизни. Еще одно направление конкурса, в котором было получено большое количество заявок, — развитие программ социального волонтерства москвичей.
Размер грантов — от 300 тысяч до 10 млн рублей. Общий бюджет конкурса — 400 млн. Ознакомиться со списком победителей и их проектами можно на официальном сайте грантового конкурса «Москва — добрый город».
Среди организаций, получивших большие гранты в ходе конкурса, Центр лечебной педагогики, Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх», Творческое объединение «Круг», Детский хоспис, фонд помощи людям с БАС «Живи сейчас», Дом трудолюбия «Ной», Фонд «Жизненный путь» и Агентство социальной информации.
Средние гранты получили движение «Даниловцы», фонды «Даунсайд Ап», «В твоих руках», «Спина Бифида», «Образ жизни», «Дари еду», РООИ «Перспектива» и другие.
Малые гранты присуждены, в частности, фонду «Виктория», Сообществу семей слепоглухих, фонду помощи хосписам «Вера», АНО «Дом удивительных людей» и т.д.
На что смотрят эксперты
Качество заявок с каждым годом повышается. «Стоит отметить, что в этом году меньше ошибок в бюджетах, а изложение сути проекта и механизма достижения результатов стало более логичным, — считает Игорь Барадачев, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина и эксперт конкурса грантов ”Москва — добрый город”. — Качественные заявки предусматривали не только разовые мероприятия или оказание тех или иных услуг, но и комплексный подход к работе, социальный эффект для своей целевой группы».
Социальная эффективность проектов — в центре внимания команды и экспертов конкурса. Но достигается она только тогда, когда НКО действительно глубоко погружена в тему, знает свою аудиторию и ее запросы.
«В заявке это всегда видно по тому, как четко и подробно описаны потребности и предполагаемые результаты, а также есть ли исследования проблематики целевой аудитории, — отмечает Светлана Горбачева, директор фонда ”АиФ. Доброе сердце”, эксперт конкурса грантов ”Москва — добрый город”. — Не стесняйтесь приложить ваше прикладное исследование, даже небольшое количество подопечных, давших обратную связь, может предоставить ценную информацию».
Фото: Дима Жаров / АСИ
Не очевидно, но важно
Понять, насколько действительно некоммерческая организация хорошо ориентируется в проблематике, экспертам помогает изучение сайта, страниц в соцсетях, публикаций в СМИ.
«Не стоит недооценивать то, как вас увидит эксперт, заглянув на ваш сайт и в ваш годовой отчет. Заявка может выглядеть профессионально (зачастую она выполнена привлеченным грантрайтером), однако опытность и ресурсность организации легко определить, используя открытые источники», — напоминает Светлана Горбачева.
Помимо глубины проработки, осмысленности идеи и умения хорошо ориентироваться в социальной проблематике, на решение экспертов могут влиять и другие параметры. С точки зрения Игоря Барадачева, важно, готова ли НКО к экспериментам, внедрению новых социальных технологий и возможному тиражированию своего опыта другими организациями и на других территориях.
Что первично — заявка или проект
Эксперты подчеркивают, что НКО умеют видеть проблемы, предлагать механизмы их решения и нестандартные варианты ответа на тот или иной запрос общества. Но бывает, что в заявке есть отличная идея, но недостаточно продумана ее реализация, или обозначена острая проблема, но нет эффективного решения. Такие заявки нужно дорабатывать и приходить с ними в следующий раз.
С другой стороны, далеко не все получается уложить в рамки проектной документации, и не так уж редко действительно хорошие проекты остаются без грантов.
«Когда посещаешь НКО, видишь их работу, проникаешься этой деятельностью, понимаешь, что есть вещи, которые нельзя описать. Но есть грантрайтеры, которые описывают и делают это действительно здорово, — говорит Ольга Илюхина, начальник управления содействия занятости населения ДТСЗН. — И это уже практически такой же философский спор, как что первично — курица или яйцо или где у палки начало, а где конец. Он будет длиться вечно: хороший проект, но плохо описан, или хорошо описан, но плохо реализован…»
Перед экспертами стоит действительно непростая задача — быть «профессионалом с эмоциями», читать между строк и выбирать те проекты, которые действительно уже сейчас повлияют на жизнь москвичей.
Если не получили грант
«Не сдавайтесь и проведите работу над ошибками», — советует Светлана Горбачева.
«Участие в конкурсах грантов можно сравнить со спортом, — говорит Игорь Барадачев. — Занимаются спортом многие, а олимпийскими чемпионами становятся единицы. Если ты не получил медаль и не стоишь на пьедестале, это не значит, что ты плохой спортсмен, просто кто-то был лучше подготовлен».
«Всегда бывает обидно за хорошую некоммерческую организацию, которая не набрала достаточное количество баллов и не прошла. Но бюджет конкурса ограничен, и все проекты поддержать невозможно», — констатирует Ольга Илюхина.
«При этом мы знаем, что многие крупные компании готовы вкладываться в социальные проекты, и, работая с ними, всегда говорим: “Не придумывайте сами, посмотрите вокруг, что уже делается, что происходит. Может быть, рядом есть некоммерческая организация, которая уже делает то, что вы хотели бы? Попробуйте создать коллаборацию”. Иногда получается — и это действительно радует. Мы надеемся, что и тем проектам, которые не получили в этом году поддержку на конкурсе, удастся найти дополнительные ресурсы».